Вести о могиле Рюрика вдали от Новгорода

Чудинов Валерий Алексеевич


Желая рассмотреть легенды о предполагаемой могиле Рюрика на русской земле, я обратился к поисковику, который мне выдал насколько статей. Одна из них была посвящена городу Луге [1].

Оглавление:
  • Набережная города Луги.
  • Моё чтение надписей на набережной города Луги.
  • Шум-гора.
  • Моё чтение надписей.
  • Якобы стела Рюрика.
  • Моё чтение надписей.
  • План храма Рюрика.
  • Холм Мерлина.
  • Моё чтение надписей на холме Мерлина.
  • Камни горы «Каменный шлем».
  • Якобы могила Рюрика в Приозёрске.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Набережная города Луги.

    Рис. 1. Вид на город Лугу и моё чтение надписей

    «Вероятно, далеко не все слышали о городе Луга. Луга является административным центром Лужского городского поселения и Лужского муниципального района Ленинградской области. Расположен на реке Луга в 136 км от Санкт-Петербурга. Численность населения на начало 2013 года составила всего-то 37 тыс. человек. А город-то старинный, славянское поселение на реке Луга упоминается в летописях в датировке 947 года.

    Моё чтение надписей на набережной города Луги.

    Я привык к тому, что набережные, особенно вблизи храмов, покрыты надписями. Так было, например, в Твери и Торжке, а также еще в некоторых местах. Поэтому я решил прочитать надписи, которые можно видеть на рис. 1. Поле дешифровки я располагаю чуть ниже самого рисунка, а чтение начинаю с фрагмента под церковным зданием.

    Итак, на левом фрагменте можно прочитать слова: МИМА РУСИ РЮРИКА ХРАМ. Итак, когда-то, до христианства здесь располагался храм жреца, но не Яра или Мары, а, скорее всего, самого Рюрика.

    На правой части берега, под жилыми домами, на траве можно прочитать иную надпись: РЮРИКА ХРАМ МАРЫ. Таким образом, ведический храм был посвящен богине Мары, но возник он в связи с Рюриком.

    Наконец, на заливаемой части берега, вблизи воды, травой написана надпись, которую я читаю в обращенном цвете: МАСКА РЮРИКА МИМА. – А поскольку в храме Мары обычно находятся изображения умерших людей, то, как я полагаю, во времена чуть позже смерти Рюрика здесь находилась скульптура (менее вероятно – мощи) жреца Рюрика. Но, разумеется, не самого Рюрика. – Продолжаю цитировать работу [1].

    «Сказание о Рюрике. Дословно звучит так: Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке “Каменья” с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в 5 пучине по р. Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженей от р. Луги.(Место записи: Подгорье, Волочек, Брод. Время – середина 90-х гг. XIX в.).

    Место битвы легенда не определяет и только указывает на северные территории. О походах князя Рюрика в северные районы есть документальное подтверждение. В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга имеется летопись (Индекс – Q IV 88. - ЛЛ. 766 об. ,767 об.), в которой сообщается следующее: “… Ходиа князь Рюрик с племенником своим Олгом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валлт и повоеваста и дань возложиста <…>. Лето <879 г.> умре Рюрик в кореле в воине, … княжив лет 17 …”. Вот такой неожиданный поворот в истории по дороге из города Луга!»

    Я уже сталкивался с подобной легендой, созданной, как я понимаю, много веков спустя после Рюрика. Воином он был в молодости и примерно лет 10 спустя его возведения в сан хараона. А в конце жизни он как первосвященник вряд ли лично участвовал в боях. Еще более странно то, что был заказан большой золотой гроб. Насколько я знаю, золото стало употребляться в больших количествах примерно с XIIвека. И совершенно неясно, сколько тонн должен был весить золотой саркофаг! Как его доставили на место?

    Словом, на первый взгляд легенда неправдоподобна.

    Рис. 2. Шум-гора как невысокий холм

    Шум-гора.

    «Но меня особенно заинтересовала ШУМ ГОРА. Земли Передольского погоста, притягивает к себе внимание историков, путешественников, археологов уже на протяжении ста лет. Ныне это территория Новгородской области, но до 1944 года эти места относились к Лужскому району. Площадь погоста составляет примерно 10 гектаров, где разбросаны семь крупных курганов. Самый крупный – Шум Гора (высота 14 м., ширина около 100м м.), представляющий двухуровневую пирамиду, выложенную кусками известкового плитняка, покрытого слоем дерна. Венчают сооружения ритуальные камни, расположенные в строго определенной последовательности. При сильном ветре потоки воздуха, проходя через каменный лабиринт, вызывает шумовой эффект, похожий на плач. Тут почему-то стало казаться, что про древнюю пирамиду речь пойдет, а нет.

    Рис. 3. Шум-гора вблизи

    Существует легенда, связывающая эту сопку с могилой князя Рюрика. В окрестностях Подгорья обнаружены десятки культовых камней: камни-личины, камни-следовики, межевые камни. Что касается этимологии названий сопки, то в соседних селах, в тех же Волочках, Передольскую сопку называют “Вилией горой”. В переводе с финского “вилия” означает хлеб, зерно. Действительно, сопка напоминает выпеченный каравай хлеба на столе. Примечательно, что в селе Косицкое происходит трансформация легенды о сопке. Местные жители “Вилией горой” называют мореные образования на берегу р. Луги и говорят, что “гора начинается от д. Заполье”, где и расположена Шум-гора.

    Однако Вилию гору упорно называют могилой Рюрика. В XVIII в. ее называли “Крестовой сопкой”. К ней ходили крестным ходом на Троицу и молились на крест, стоявший на вершине. Позже стали называть “Шум-горой” и связывать с ней мистические явления в своей жизни, проводили рядом с ней языческие обряды – моление о дожде. Разграблению сопка не подвергалась. Местным искателям приключений она не раскрыла своих секретов, ибо на метровой глубине выложена каменными плитами» [1].

    Мне было любопытно найти более или менее крупные фотографии этого холма, и я их нашел в серии фотоснимков социальной сети «В контакте» [2].

    Рис. 4. Моё чтение надписей на склоне Шум-горы

    Моё чтение надписей.

    Трава на склоне Шум-горы имеет разные оттенки, и таким способом образует разные буквы и цифры, которые я намерен прочитать.

    Сначала я рассматриваю траву под левой группой деревьев. Здесь можно обнаружить надпись крупными буквами: 25 ГОД ЯРА. Это – год смерти Рюрика. Казалось бы, на этом исследование можно было бы закончить – вот она, могила Рюрика! Однако пока подождем радоваться, прочитаем дальнейшие надписи.

    Правее можно прочитать целое предложение: ТО Е 23, 30 и 33 АРКОНЫ ХРАМ. Иными словами, перед нами – филиал храмов трёх городов. На память 23-ю Аркону я не вполне помню (точнее, она упоминалась на скульптурах острова Пасхи, ибо они были сделаны в этом городе, но в каком – неясно; возможно, что это – город Копан в Гондурасе. Но этот же номер имели Приозёрск и Изборск), 30-я Аркона есть Каир, 33-я Аркона есть Херсонес Севастополя. Так что здесь находится нечто, связанное с этими тремя городами.

    Еще правее я читаю слова МАСКА МАРЫ МОСКВЫ МАРЫ, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОКОЙНИКА ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Скорее всего, речь идёт о некой скульптуре, или, что менее вероятно, о частичках мощей.

    Затем я рассматриваю фрагмент более далёкого плана, с идущим мужчиной, чьи плечи находятся между буквами Х и Р слова ХРАМ. Ниже, на уровне бедер мужчины, можно прочитать слова ВАРЯГОВ МИМА. Итак, перед нами – подземный Храм Варягов, то есть, воинов и жрецов, но не Вагрии, а названных выше трёх городов мира. А строкой ниже я читаю продолжение: АРКОНЫ 35 РУСИ МАРЫ, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Из этого можно сделать вывод о том, что варяги ряда городов мира находились и в будущем Великом Новгороде и посещали этот храм на Шум-горе вблизи Луги.  

    Последний фрагмент я выделяю справа от правого дерева, куда падает тень. Тут я читаю слова: МОСКВЫ МАРЫ КРАЯ РЮРИКА. Итак, Рюрик тут всё-таки упомянут, но лишь как основатель Края Рюрика, а не как лицо, погребенное в достойном его сана саркофаге (или в раке). Иначе говоря, некая скульптура под землёй, возможно, и хранится, но, скорее всего, мима (жреца) Мары варягов трёх перечисленных городов, а также Великого Новгорода.

    Рис. 5. Другой вид на курган Шум-горы из работы [1]

    В работе [1] имеется иной ракурс на курган Шум-горы. Естественно, что я захотел прочитать и эти подписи. На верхней части кургана я читаю слово ХРАМ, а на нижней – слова ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА. Полагаю, что это – титульная надпись. Таким образом, перед нами – храм Рюрика, один из многих, в котором, судя по названию, непременно должна храниться какая-либо статуя Рюрика. Но не более того.

    Якобы стела Рюрика.

    В статье [3] имеется раздел «Подтверждение легенд», в котором мы читаем: «В последнее время Шум-гора прочно связана с именами братьев Сергея и Михаила Алексашиных. Несколько лет назад они приобрели дом в этих местах и постепенно всерьез увлеклись загадкой могилы Рюрика.

    Помимо поисков захоронения князя, Алексашины постоянно ищут в этих местах уникальные свидетельства прошлого и находят их в избытке. Так, ими были найдены арабские монеты-дирхемы IX века, перстни-печатки, броши, боевые топоры, и многое другое. Все находки учтены представителями официальной науки». – Ничего странного в этом нет. Если перед нами – подземный храм, то вокруг него могут быть найдены древние предметы. Кто-то из посетителей уронил их случайно, кто-то оставил специально «на счастье», кто-то подарил храму.

    Рис. 6. Якобы стела Рюрика и моё чтение надписей

    «Помимо этого, проводились работы и на самой Шум-горе. В 2002 году курган изучали с помощью георадара. Было обнаружено, что в центре основания сопки находится каменное сооружение. А в 2003 и в 2004 году прошли сейсмографические исследования, которые подтвердили наличие внутри нескольких объектов». – Это тоже вполне объяснимо: храм имел несколько комнат.

    «В мае 2003 года на сопке Алексашины обнаружили стелу, при раскопках которой выяснилось, что она основанием упирается на еще один валун. На этой стеле имеется загадочная надпись. Михаил и Александр считают, что это могильные камни Рюрика, а надпись ясно указывает об этом. Официальная наука первоначально выдвинула версию, что на самом деле эти камни были положены в начале XX века и надпись означает год, когда это произошло — 1915.

    Но эта версия была опровергнута — об этих камнях рассказывали местные легенды, зафиксированные документально еще в XIX веке. Споры не умолкают, а исследования Шум-горы продолжаются. Кстати, если в Шум-горе действительно будет найдено захоронение, то ученые обещают провести молекулярную экспертизу останков далеких предков и сравнить с генетическим кодом Рюриковичей, останки которых покоятся в Московском Кремле. Но когда и кому удастся узнать тайну Шум-горы, пока неизвестно…». – Мне понятно, что самодеятельные археологи обратили внимание не столько на цифры, сколько на необычный знак между двумя фрагментами этой цифры. Разумеется, данный камень привлёк моё внимание, и я решил его проанализировать эпиграфически.

    Моё чтение надписей.

    Прежде всего я рассматриваю явную надпись. Она образована центральным знаком в виде креста с ограничивающими его концы штрихами и кружочком в центре. На мой взгляд, это – вариант коловрата (свастики, или ярги).

    Затем имеются две цифры, 15 и 19. Это – не одна цифра 1915, а две даты: 15-19 (ГОДЫ ЯРА РЮРИКА). Полагаю, что это – даты служения жреца, чей скульптурный портрет представлен на правой части камня (в уменьшенном виде я поместил его в правом верхнем углу на рис. 4. Как правило, во времена Рюрика меньшая дата размещалась не слева, а справа.

    Наконец, крест и нижняя часть цифры 9 образуют текст. Верх креста и его центр – это слово ТО, низ девятки – буква М, между девяткой и верхней частью креста находится буква И, низ верхней части креста образует букву М; низ единички цифры 15 слева содержит букву Я, справа – Р и правее – букву А. Всё вместе образует текст: ТО МИМ ЯРА. Это и есть титульная надпись.

    Но, к сожалению, тут отсутствует и титул ХАРАОНА ЯРА, и слово РЮРИК. Так что эта стела – не Рюрика.

    Для доказательства я читаю неявные надписи. Сначала меня привлекает верхняя часть камня. Здесь я читаю текст в несколько строк. На верхней строке: ХРАМ, на второй строчке: МИМА ЯРА РУСИ на третьей строчке: И СТОЛИТСЫ 24 АРКОНЫ ЯРА, на четвертой: ЯРА МИРА ХАРАОНА, и на пятой – РЮРИКА. Таким образом, данный мим служил в храме 24-й Арконы Яра. Какому современному городу соответствует эта Аркона – я пока не знаю. Но этот город входил в мир Хараона Рюрика.

    На верхней строке более светлой средней части камня я читаю в обращенном цвете надпись: МАСКА МАРЫ, то есть, ПОСМЕРТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Его я показал выше. Более низкий фрагмент светлой части я обращаю в цвете и читаю: МОСКВА РЮРИКА МИМА. И далее, ниже, еще раз: МАСКА МАРЫ, что подтверждает прочитанную выше надпись о наличии на камне изображения мима.  

    А над явной надписью, опять в обращенном цвете, я читаю номера Аркон Яра: 33, 35 И 24 АРКОН ЯРА, а затем – датировку: 40 и 63 ГОД ЯРА. Эта датировка, в пересчёте на привычное для нас летоисчисление как 896 и 919 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, означает, скорее всего, даты создание скульптур в честь умершего мима.  

    Как видим, о том, что здесь находится могила Рюрика, нет ни слова. Да и найденные на камне даты не совпадают с датой смерти Рюрика. Иначе говоря, никаких подтверждений тому, что здесь погребен Рюрик, мною не обнаружено. Вернувшись к последним строкам статьи Натальи Турбиновской [3], могу сказать, что в феврале 2015 года мне удалось узнать тайну Шум-горы. К сожалению, она оказалась вовсе не той, которая предполагалась.

    Рис. 7. План храма Рюрика и моё чтение надписей

    План храма Рюрика.

    Он был опубликован в статье [4], предваряемой словами, которые к нему вроде бы не имеют отношения: «Немало древних памятников надежно хранит Новгородская земля. Ежегодно местные музеи пополняются новыми украшениями, документами, монетами и другими ценнейшими артефактами. Однако археологам не дает покоя старинная легенда, повествующая о том, что именно в окрестностях Новгорода надежно укрыта от глаз людских могила князя Рюрика».

    Я решил прочитать надписи на этом плане, начиная с округлой рамочки. На внутренней рамочке наверху, имеется верхняя часть, где знаки оказываются чуть более тёмными. Здесь я читаю слова: ХРАМ ЯРА РЮРИКА, МАЯК. А правее я читаю слова: АРКОНА ЯРА РЮРИКА, однако соответствующей цифры тут нет. Так что возникает некая интрига – какой город является Арконой именно Рюрика, ибо много городов связано именно с ним. Вообще говоря, до сих пор планов храма мне не встречалось, так что данный план меня весьма заинтересовал.

    Далее я перехожу к рассмотрению надписи внутри прямоугольника храма. Тут я нахожу надпись: МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Из этого я делаю вывод о том, что, возможно, данный храм является мемориальным, посвященным Рюрику. Мы видим, что храм имеет 4 входа (видимо, на все стороны света, что, возможно, отражает всемирную значимость Рюрика), а внутри квадратного помещения находится круглый центр. Внутри последнего имеется помещение в виде равноконечного креста.

    Внутри этого креста я читаю надписи внутри левой лопасти, и там обнаруживаются слова: 30 ЯРА АРКОНА. Наконец-то я понял, в каком именно городе находился данный храм Яра: в современном КАИРЕ! А внутри правой лопасти я читаю слова: 25 ГОД ЯРА. Иначе говоря, это год смерти Рюрика, что и позволяет мне считать данный храм мемориальным. Наконец, в центральном квадрате данного креста я читаю слова: АРКОНА ЯРА РЮРИКА.

    Передо мной не стоит задача выяснить подробности данного плана; однако даже на данном уровне дешифровки можно сказать, что мемориальный храм Рюрика всё же не является его могилой или храмом при ней. А со временем я, разумеется, постараюсь рассмотреть самые разные мемориальный храмы Рюрика.

    В той же статье приводится такой взгляд: «Точно определить место захоронения невозможно, но выдвигается ряд версий. Кто-то считает, что в Ладоге, другие – близ крепости Корела в Приозерске. Однако большинство исследователей разделяют следующую точку зрения: основатель великой династии русских князей нашел место упокоения в Передольском погосте, в кургане, который носит название Шум-гора».

    Рис. 8. Холм Мерлина и моё чтение надписей

    Холм Мерлина.

    Весьма странной оказалась заметка Владимира Репина [5], в которой он сопоставляет могилу Рюрика с холмом Мерлина в Англии. Он пишет: «Ученые датировали холм Мерлина - искусственно созданный курган в британском Мальборо в графстве Уилтшир, где, согласно легенде, захоронен волшебник. Об этом сообщает BBC News. Методом радиоуглеродной датировки извлеченных из кургана фрагментов угля было установлено, что курган был создан 2,4 тысячи лет до нашей эры. До сих пор некоторые специалисты полагали, что захоронение намного моложе, и ему не больше 1,4 тысячи лет. Мерлин – мудрец и волшебник из британской мифологии. Он с детства воспитывал короля Артура и был его наставником. По легенде, злая колдунья Моргана околдовала Мерлина, погрузив его в вечный сон» … (Ссылкипотеме – Marlborough Mound: 'Merlin's burial place' built in 2400 BC - BBC News, 31.05.2011). Конечно же, мне стало интересно, и я решил посмотреть на фото холма, но фото на сайте было совершенно нечитаемое. И вот что нашел в Интернете: http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/325890/?page=23. В первый момент, я подумал, что поиск случайно вытащил мне «Могилу Рюрика», как иногда бывает, когда при поиске открывается статья, объединяющая общую тему. Вот этот курган на р. Луга на границе Новгородской области:http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/265519/?page=16. Но у него меньше ступеней, и он не так сильно зарос. Однако сходство несомненно. Раскапывать курган не спешат, считая его обычным средневековым. Но если ступенчатые круглые курганы ставились в одно время, то находка английских ученых отодвигает возведение «Могилы Рюрика» (она же – Шум-гора) во времена до нашей эры. Интересно, что Шум-гора покрыта деревьями, и довольно высокими. Но под изрядным слоем земли там лежат каменные облицовочные плиты. Высокие деревья показывают, что слой земли – не менее 0,5…1 м, а он нарастает на С-З на каменной подложке за тысячи лет. Тут впору посмотреть на старый рисунок холма Мерлина: http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/325888/?page=23 . Пять ступеней видны отчетливо, но и высокие деревья видны хорошо. Правда, может быть, что плиты на холме Мерлина, если они и были, растащены на новое строительство – но здесь-то возраст кургана уже доказан. Думаю, с этим следует разобраться».

    Моё чтение надписей на холме Мерлина.

    Меня не интересовали все надписи; мне хотелось узнать, что за объект находится на фотографии. Надписи нанесены на почву вблизи асфальтовой дорожки. На это полоске травы я читаю: ХРАМ МИМА ЯРА РЮРИКА. Уже на этом становится понятно назначение объекта: здесь имеется, возможно, изображение одного из жрецов Рюрика. Отсюда и сходство с аналогичным сооружением на Шум-горе.

    И, наконец, я читаю слова: МАСКА МАРЫ, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОКОЙНИКА. Следовательно, в этом храме имеется скульптура, или камень с рельефом покойного жреца.

    Рис. 9. Найденный у подножья Горы "Каменный шлем" из коллекции Алексашиных

    Камни горы «Каменный шлем».

    Здесь фотография заимствована не из статьи, а из подборки фотографий [6]. Мы помним из работы [3], что в мае 2003 года на сопке Алексашины обнаружили стелу, при раскопках которой выяснилось, что она основанием упирается на еще один валун. На этой стеле имеется загадочная надпись. Михаил и Александр считают, что это могильные камни Рюрика, а надпись ясно указывает об этом». Теперь они нашли камни на горе «Каменный шлем». Естественно, что мне было интересно прочитать надписи на этих камнях.

    На левом камне, якобы на шлеме, я читаю в прямом цвете слово ХРАМ, а в обращенном цвете – слово МАРЫ. На вдавленной части камня я читаю в обращенном цвете слова: МИР РЮРИКА. Слева от вдавленной части расположен мужской лик анфас, на котором можно различить рот, короткий нос и брови, а также небольшую бородку. На этом лике № 1 я читаю слова: В ЯРА АРКОНЕ. Еще один лик анфас, лик № 2, находится чуть ниже и правее, и на мой взгляд, это – голова какого-то хищника семейства кошачьих. На лбу и на уровне носа я читаю слова: МАСКА МАРЫ. Иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОКОЙНИКА. Далее на более пёстром камне справа внизу имеется небольшое изображение мужского лика анфас № 3 с небольшим поворотом влево. На этом лике можно прочитать слова: РЮРИКА КРАЙ. Наконец, чуть левее и выше я вижу довольно большой бородатый мужской лик анфас № 4, где видеть усы, крупную бороду, и небольшой нос картошкой. На лбу можно видеть надпись: МАСКА РЮРИКА, иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЕ РЮРИКА. Однако изображение Рюрика не есть его могила.

    Я хотел бы обратить внимание на то, что перед нами находится МАСКА РЮРИКА, то есть, скульптурное изображение Рюрика как часть камня, притом вячвить это лицо на камне можно с большим трудом. Полагаю, что во всех храмах Рюрика, где указано, что там находится МАСКА РЮРИКА, после раскопок можно было бы обнаружить некто подобное. Иными словами, это – не те прекрасные греческие скульптуры в рост человека, выдаваемые за античные, а реально созданные в эпоху Возрождения, но просто камни, где лицо Рюрика еще нужно поискать!

    Рис. 10. Приозерск. Очередная могила Рюрика и моё чтение надписей

    Якобы могила Рюрика в Приозёрске.

    Этот пост состоит из одной фотографии [7], полная подпись под которой такова: «Приозерск. Очередная могила Рюрика. Так где же он все-таки похоронен? Может, в Старой Ладоге?».

    Сначала я обратил внимание на современный камень с цитатой из Начальной Летописи. Однако, приглядевшись, я заметил, что надписи имеются на траве в нескольких местах. Первое из них находится слева от фонарного столба на расстоянии полпути до дерева. На траве лежат металлические пластинки, и около них я выделяю первый фрагмент. На нём я читаю слова: 23 АРКОНА, а чуть ниже – 27 ГОД РУСИ ЯРА. Иначе говоря, памятные места в честь Рюрика здесь были созданы через два года после его смерти. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это составляет 883 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Далее я выделяю фрагмент чуть ближе к зрителю там же, и на нём читаю слова: ЯРОВА РУСЬ. А еще ближе, но чуть выше основания фонарного столба в траве можно прочитать надпись: КРАЙ РЮРИКА – первое упоминание о Рюрике.  

    Далее меня заинтересовал фрагмент травы справа от фонарного столба, но чуть ниже, куда от него падает тень. Тут я читаю слова: МАСКА и правее РЮРИКА. Но МАСКА РЮРИКА как его лицо (в анфас или в профиль) должна быть изображена на камне. Этот камень входит в фотографию лишь частично ближе столба. На самом камне можно прочитать слова: наверху – ХРАМ РЮРИКА, а ниже – РЮРИКА МАСКА ЯРА. Само изображение Рюрика на камне в кадр не вошло.

    На том берегу водоёма, на склоне правее дерева я читаю слова РЮРИКА ХРАМ.

    Рис. 11. А так выглядит сам современный камень в Приозёрске

    Эту фотографию выложил Негадук 16 [8], который сфотографировал то же место ближе к памятному камню и при другом освещении. Мы видим, что камень был установлен в 2004 году. Выбитая цитата на нём заимствована из «Летописного свода», где дата не соответствует году смерти Рюрика. А из этого можно считать ложным и всё сообщение о его смерти в этом месте.

    Любопытно, что этот же автор в ходе своей поездки на автомобиле в Приозерск из Санкт-Петербурга сделал первую остановку вблизи круглого каменного сооружения, которое он никак не подписал, рис. 12. Трудно сказать, в каком населенном пункте и на какой улице находится данное строение, однако оно меня весьма заинтересовало, поскольку, как мне показалось, на нём имеются надписи. Эти надписи я намерен прочитать.

    Рис. 12. Круглое строение из камня

    Надписи я читаю на рис. 13. Прямо под крышей можно прочитать слова ЯРОВА РУСЬ. При этом буква Я, выложенная светлым камнем, весьма заметна, тогда как буква R выложена из кирпича на правой окантовке окна. Остальные буквы этой надписи скорее угадываются, чем выглядят привычным образом.

    Строкой ниже я читаю слова АРКОНА ЯРА 35, СТОЛИТСА, и цифра 35 повторена еще раз. Это – адрес будущего Великого Новгорода, которому и принадлежало в древности данное строение. А дальше на других фрагментах я читаю завершение данного предложения: МОСКВЫ МИРА-РИМА Е 8 АРКОНА МАРЫ ЯРА РЮРИКА. Из этого следует, что 35-я Аркона Яра являлась 8-й Арконой Мары, принадлежащей Москве Мира-Рима, и 8-й же Арконой Яра Рюрика.

    Рис. 13. Моё чтение надписей на круглом здании

    Из прочитанного следует, что Рюрик создал эту Аркону Яра в последнюю очередь, ибо Великому Новгороду соответствует не только последний номер из всех Аркон Яра, но, как теперь выяснилось, у нее имеется и последний номер Арконы Мары.

    Наконец, на камнях правого контрфорса я читаю надпись ХРАМ ЯРА РЮРИКА. – Теперь стало понятно, чем являлось данное круглое здание: одним из многочисленных храмов Яра Рюрика. А слева на нижнем ряду можно прочитать датировку: 83 ЯРА ГОД. В привычном для нас летоисчислении это означает 939 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, после смерти Рюрика прошло более полувека. Для могилы любого умершего это совершенно неприемлемо.

    Было бы любопытно заглянуть внутрь этого строения. Оказывается, такая возможность существует, ибо имеется фотография внутренности данного здания, рис. 14.

    Рис. 14. Интерьер храма Рюрика

    Понятно, что двери, потолок и скамейки принадлежат недавнему времени. Не уверен я и в том, что полы были вымощены в то же древнее время. Но стены выложены камнями, которые, видимо, не подлежали замене.

    Круглое здание храма мне напоминает круглую внутренность храма Рюрика в Каире на рис. 7. Теперь можно видеть, как выглядели стены этого древнего сооружения. Оно целиком каменное, так что в нём было, видимо, довольно холодно.

    Как обычно, я приступаю к чтению надписей. На мой взгляд, кирпичная арка над дверями на своей вершине содержат надписи. Я их читаю так: ХРАМ ЯРА РЮРИКА. НА РЮРИКА КРАЮ. По сути дела, эта кирпичная надпись повторяет то, что было написано камнями снаружи, рис. 15. Но меня также интересует надпись камнями над аркой.

    Рис. 15. Моё чтение надписей на стене храма Рюрика

    На камнях над аркой надпись удобнее прочитать в обращенном цвете. Здесь я читаю слова: ХРАМ РЮРИКА ХАРАОНА. Это – еще одно, более серьёзное подтверждение последней надписи на внешней стене. А строкой ниже на том же фрагменте я читаю слова: МАСКА РЮРИКА. Поскольку данная надпись размещена над соседним помещением, то я полагаю, что за закрытыми дверями размещалась скульптура или камень с изображением Рюрика.

    Обсуждение.

    Я постарался проследить максимум публикаций о тех местах, где подозревалось существование могилы Рюрика. Я прекрасно понимал, что личность мирового масштаба, какой был хараон Иван Рюрик, не могла быть похоронена где-то в провинциальном городе, и даже не в самом городе, а в его окрестностях. Если его еще при жизни желали похоронить в самом центре Рима, на Римском Форуме, и заранее создали целый комплекс сооружений его некрополя, то после реальной смерти его мавзолей должен был бы превышать по размерам и пышности самые роскошные храмы.

    Его удаление из Рима привело к переориентации его мемориала в некрополь мифологического существа, Ромула, однако, как я понимаю, любая страна, воевавшая или просто несогласная с политикой Рима, сочла бы за несказанное счастье заполучить тело или мощи Рюрика, что сразу сделало бы не только город, но и всю страну центром по приёму паломников. А сам город стал бы известен на весь мир.

    Насколько стало ясно из прочитанных надписей, столица Руси Мары и одновременно Аркона № 35 – будущий Великий Новгород в течение многих лет рассматривался как филиал Рима. Создать там, или в его округе могилу Рюрика было хотя и чуть безопаснее, чем в самом Риме, но всё же явилось бы неосторожным шагом, ибо произошло бы на достаточно известной территории. Если Рим предпочёл избавиться от тела Рюрика в столице, то вряд ли он согласился бы оставить его в одном из своих филиалов – Великом Новгороде, Ладоге или Каире. Следовательно, ни в одном городе, как-то связанным с Римом, или просто известном ему, похоронить Рюрика было бы невозможно. А тем более, например, в Крыму.

    И единственный вывод из таких рассуждений будет один: если Рюрика его сторонники должны были каким-то образом изъять из Рима (то ли выкрасть, то ли выкупить, то ли отвоевать, это уже не играет большой роли), то они должны были бы его каким-то образом сохранить для потомков (либо забальзамировать, либо ввести в анабиоз), для чего его следовало спрятать настолько надёжно, чтобы ни одна живая душа не могла догадаться, где он находится. А для сохранения тайны распустить слухи о том, что его могила находится то в одном, то в другом месте. Именно это второе решение, «военную хитрость», мы и проследили на ряде объектов, где реально встречались лишь с подземными или надземными храмами Рюрика. А о том, где мне встретились места с описанием чего-то, напоминающего могилу Рюрика, я уже однажды писал. Но второго подтверждения пока не получил,  так что на сегодня не считаю указание на это место достаточно доказательным. Кроме того, в наше время люди до него добраться не могут, так что проверка может быть сугубо теоретическая.

    Однако я не считаю, что провёл данное исследование лишь для получения отрицательного результата – что все предположения насчёт могилы Рюрика оказались неверными. Положительной стороной изучения данной проблемы явилось выявление храмов Рюрика. Мне удалось проследить наличие храмов Рюрика в Луге, на Шум-горе, в том числе и на стеле; в Каире, на холме Мерлина в Великобритании, вблизи горы «Каменный шлем», вблизи водоёма в Приозёрске, и внутри круглой постройки на пути в Приозёрск из Санкт-Петербурга, то есть в 7 местах. Вполне естественно, что ни в одном случае речь не шла о мавзолее или о могиле Рюрика. В лучшем случае можно было видеть один из храмов Рюрика, в худшем – камень с трудноразличимым изображением какого-то мужского лица анфас с маской Яра (изображением) Рюрика.

    Но такое богатство количества и разнообразия храмов не просто в честь бога Яра, а именно в память о хараоне Рюрике в разных городах и странах, свидетельствует о том, что данная личность имела мировую значимость. В рамках данной работы я не ставил перед собой задачу детального обследования архитектуры храмов, их интерьеров и создания списка возможных предметов, которые размещались внутри них, ибо эта проблема уже скорее относится к особенностям устройства мемориалов разных стран и эпох, а не собственно к личности Рюрика. Но одно кажется несомненным: наличие в таких храмах какого-то то изображения Рюрика: в виде едва различимого (за счёт небольших сколов и гравировки) портрета на камне, либо в виде хорошо понятного каменного рельефа, либо (что пока мне не встретилось) каменной скульптуры в полный рост или хотя бы погрудной.

    Полагаю, что дальнейшие исследования дадут эту дополнительную информацию. Пока же ясно, что, видимо, до эпохи Возрождения эти храмы были действующими, и хранили как мемориальную, так и историческую информацию о Рюрике. Так что их выявление за счёт деятельности энтузиастов-краеведов создало благоприятную почву для моей атрибуции  данных построек именно как храмов Рюрика, что, несомненно, расширило наши представления о данной личности. Из полулегендарной личности, которую многие историки отождествляли то с заморскими пиратами, то со скандинавскими конунгами, он постепенно превращается в реального человека, причём не в обычного, а в святого – единственного, которому в русском ведизме строили храмы, почитая его как бога.

    Замечу также, что среди всех храмов Рюрика храм на Шум-горе выделяется не только своими размерами, но и принадлежностью сразу к трём городам, связанным с Рюриком. Возможно, что этот храм был Центральным мемориалом Рюрика в Руси Мары. А храм Рюрика в Каире исполнял те же функции для владений Рима. – Среди найденных артефактов имеются памятные стелы, посвященные жрецам храмов Рюрика, то есть, его биографам и исследователям послерюриковского периода. Это – тоже весьма интересная темя для будущих исследований.

    Заключение.

    На примере отслеживания информации о наличии якобы могилы Рюрика мы убедились в том, что многие легенды имеют под собой реальное историческое основание. А в метафорическом плане каждый храм хараона Рюрика – это, если угодно, и есть его могила, его мавзолей, его мемориал, только хранивший не его тело, а воспоминания о его деяниях. На сегодня я не знаю других исторических личностей, которым было бы посвящено такое обилие храмов (я исключаю основателей религии, ибо Рюрик не создал никакой новой религии). Понятно, что я только приоткрыл завесу о храмах Рюрика. Полагаю, что их было намного больше, и что со временем часть из них будет, несомненно, найдена, атрибутирована и исследована.      

    Литература.

    1)     Гроздов Константин. Предполагаемое место захоронения Рюрика у Луги. 18 ноября 2014 года. Источник: http://историиземли.рф/predpolagaemoe-mesto-zaxoroneniya-ryu.html

    2)     Постников Александр. Могила Рюрика. Альбом из 30 фотографий. Фото № 17. 17 июля 2011 года. Источник: https://vk.com/photo6586555_264775586

    3)     Турбиновская Наталья. Шум-гора – могила Рюрика? 24 мая 2010 года. Источник: http://www.chronoton.ru/past/enigma/shum-gora-mogila-rurika

    4)     Таинственная Шум-гора – могила Рюрика? 7 августа 2013 года. Источник: http://planetatain.ru/blog/tainstvennaja_shum_gora_mogila_rjurika/2013-08-07-5243

    5)     Репин Владимир. Холм Мерлина и могила Рюрика – ровесники? 11 мая 2015 года. Источник: http://www.proza.ru/2011/06/02/84

    6)     Владимир Атрей. Россия, Заполье, Шум-гора, могила Рюрика. Источник: http://atrey.livejournal.com/1078563.html

    7)     Natalya2006.  23 мая 2012 г. Вокруг света (sorry, Ладоги) за 4 дня. Источник: http://turbina.ru/guide/Respublika-Kareliya-Rossiya-86556/Zametki/Vokrug-sveta-sorry-Ladogi-za-4-dnya-58231/photo1466904/

    8)     Negaduk 16 Дмитрий Алексеевич. На могиле Рюрика в «Кореле». Источник: https://www.drive2.ru/l/1570920/

Комментарии:

Надя
28.02.2017 19:02
здесь нет плана про Рюрика

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову