Вновь скифские монеты

Чудинов Валерий Алексеевич


В статье [1] я не смог рассмотреть все скифские монеты по статье Золина [2], и потому я вновь возвращаюсь к этой теме. Первая монет, которую я изобразил на рис. 1, подписана как «Тот же Полемон? Но уже Грозный…».

Оглавление:
  • Якобы монета Полемона.
  • Монета якобы царицы Динами.
  • Якобы монета Динамии.
  • Якобы монета Аспурга.
  • Якобы статер царя Митридата.
  • Монета Аспурга.
  • Скифские золотые изделия.
  • Шлем из кургана Ак-Бурун IV века до н.э.
  • Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.).
  • Златник Владимира.
  • Монета Пакациана.
  • Монеты-стрелы.
  • Золотая чаша.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Якобы монета Полемона.

    Рис. 1. Якобы монета Полемона и моё чтение надписей

    Понятно, что, прежде всего, меня заинтересовала монограмма. Я разложил ее на отдельные буквы и получил слово ВАЗИЛЕВС, что по-гречески означает «военачальник, вождь». Википедия пишет: «Басиле́вс (др.-греч. βᾰσῐλεύς; также басиле́й, базиле́вс, василе́вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств. В Микенскую эпоху (XV-XI вв. до н. э.) слово «басилевс» (микенск. qa-si-re-u), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже царской».

    За пределами круга монеты имеется лишний кусок золота слева вверху, на котором я читаю в обращенном цвете слова ХАРАОН РОДА ЯРА. Это – высшее духовное звание русского ведизма. Таких людей за всю историю человечества можно по пальцам пересчитать. Если речь идёт об эпохе Александра Македонского, то никакого другого монарха, кроме самого Александра, представить хараоном невозможно.

    Поэтому вполне понятно, что на копне волос головы я читаю в обращенном цвете слова АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. Тем самым, моё предположение полностью подтвердилось. А справа на шее в том же обращенном цвете можно выделить мужской лик анфас с разворотом влево на ¾. Нос короткий, глаза едва открыты, зато у лика густые и курчавые усы и борода. На уровне глаз можно прочитать слова МИМ ЯРА.

    Под подбородком я читаю в прямом цвете слова ГОД ЯРА 308. Это означает ГОД 1154 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, год спустя после рождения Александра Македонского. А этот год рождения 307 по Яру я прочитал на монете, посвященной Александру, в моей статье [3]. Под шеей еще раз читается в прямом цвете слово МАКЕДОНСКИЙ, написанное более крупными буквами, что подтверждает предыдущее чтение. Пока я допускаю, что 307 год по Яру – год рождения Александра, но возможно, что я ошибаюсь.

    Под монограммой я читаю текст ХРАМ ЯРА. Наконец, над монограммой в обращенном цвете я читаю слова: ХРАМ ЯРА, АРКОНА.

    Итак, никакого скифского царя Полемона на данной монете не изображено. Перед нами – монета, выпущенная в Арконе через год после смерти Александра. Из нее я впервые узнал, что он был не просто мимом Яра Арконы, но имел высшее духовное звание хараона. Напряженное и грустное выражение его лица – естественное состояние человека перед кончиной. – Понятно, что П.М. Золин в атрибуции монеты ошибся.

    Рис. 2. Монета якобы царицы Динамии и моё чтение надписей

    Монета якобы царицы Динами.

    В статье [2] монета подписана так: «Боспорское царство, статер царицы Динамии. 12 г. до н.э. Постаревшая царица, брошенная Полемоном (того жители Танаиса убили)».

    Подпись под мужским профилем, прямо сказать, странная. Тем не менее, я приступаю к чтению. Сначала я пытаюсь прочитать монограмму, состоящую из двух частей. Первую часть я читаю как слово ДИРХЕМ, написанное по-русски. Вообще говоря, по-гречески данное слово звучит как ДРАХМА. В Википедии имеется пояснение: «Статер, Статир (др.-греч. στᾰτήρ — коромысло весов, весы) — античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э., также имела большое значение для кельтских племён. С V в. до н. э. более ходовыми монетами стали тетрадрахмы и драхмы. Арабский дирхем — арабская серебряная монета, введена в обращение в конце VII в. (ок. 692—696 гг.) с начальным весом в 3,9 г и стоимостью 1/10 динара. Название представляет собой арабизированное греческое слово «драхма»».

    Исходя из написанного, слово ДИРХЕМ является более поздним по сравнению со слово ДРАХМА (как минимум, на 7 веков). И когда употреблялось слово ДИРХЕМ, слово СТАТЕР уже вышло из употребления. Так что у П.М. Золина ошибка вышла не только с атрибуцией мужчины как женщины, но и с атрибуцией дирхема как статера.

    Вторую половину надписи я сначала (первый знак) читаю как ИЗ, а остальные знаки – как ПОЛИСА. При этом буква П сомнений не вызывает, а внизу у ее левой мачты находится двоеточие, которое у этрусков читается как буква О. Буква Л – это участок буквы П под ее крышей, буква И – это латинская буква «i», только перевернутая вверх ногами в качестве правой мачты той же буквы П, буква С – это греческая СИГМА в качестве второй буквы, последняя буква А – это низ СИГМЫ. Зачем применено такое сложное кодирование простой надписи, мне пока неясно.

    Затылочная часть копны волос, рассмотренная в обращенном цвете, содержит надпись АРКОНА. Собственно говоря, все рассмотренные в статье П.М. Золина скифские монеты чеканились в Арконе, так что тут нет ничего удивительного. А чуть ниже в прямом цвете я читаю слова МИМ ЯРА. Это – тоже традиция Арконы, чеканить изображение мимов Яра, а вовсе не царей, как полагает нынешняя историческая нумизматика.

    На той части золотого диска, который выступает за край монеты слева, я читаю надпись ЯРА ХРАМ, а также МАРЫ МИР ЯРА, или, иначе, МИР ЯРА МАРЫ. Но Русью Мары назывался не только Китай, но и Скифия, так что данная надпись косвенно свидетельствует о том, что перед нами – монета из Скифии. Наконец, на изображении фона над головой можно прочитать слово ПОЛЕМОН, то есть, имя «царя Понта и Боспора. Полемон I и Полемон II Понтийский — последний царь (23г. - 64г.) Понта» (Википедия). Возможно, что в данном случае изображен мим Яра уже не только Боспора, но и всего Понта, то есть, Полемон II Понтийский. – К сожалению, датировки по Яру я на монете не нашел.

    Опять я вынужден с печалью признать, что П.М. Золин в атрибуции монеты ошибся, причём несколько раз.

    Рис. 3. Вторая монета царицы Динами и моё чтение надписей

    Якобы монета Динамии.

    На этой монете уже угадывается женское лицо. Нижняя часть прически позволяет прочитать надписи, выполненные крупными буквами, в прямом цвете. Тут написаны слова: МИМА ЯРА ПОЛЕМОНА. Иначе говоря, здесь мы видим личную жрицу Полемона. Является ли она Динамией, я сказать не могу, ибо имя ДИНАМИЯ на данной монете я не нашел. А на затылочной части причёски я читаю слова АРКОНА ЯРА.

    На фрагменте под подбородком можно видеть буквы и цифры надписи ГОД ЯРА 330, что означает дату 1186 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Наконец, на поверхности фона за затылком написан текст: ЯРА РОДА МАРЫ ХРАМ АРКОНЫ.

    Таким образом, текст П.М. Золина «Постаревшая царица, брошенная Полемоном (того жители Танаиса убили)», с моей точки зрения, на монете не находит подтверждения, тем более, что в предыдущей статье [1], на монете Полемона я прочитал слова: ГОД ЯРА 330. Иначе говоря, монеты Полемона и его жрицы выпущена в один год. Если на этот год Полемон был жив (а я не заметил на его монете надписи МАСКА МАРЫ), то не из чего не следует, что перед нами – «постаревшая царица, брошенная Полемоном».

    Вновь хочу заметить, что атрибуция данной монеты как монеты Царицы Динами, пока не получила подтверждения.

    Рис. 4. Якобы монета Аспурга и моё чтение надписей

    Якобы монета Аспурга.

    П.М. Золин подписывает данную монету так: «Аспург – основатель династии Рескупоридов». Энциклопедический фонд отмечает: «Аспург (ок. 15 г. до н.э. - 36 г.н.э.) – выдающийся царь Приазовья (Боспорского царства), основатель династии Рескупоридов (см.), соратник римского императора Тиберия (Тиверия). Внук или правнук – по линии матери Динамии, - причерноморского царя Митридата Евпатора. Сын боспорского царя Асандра. Имя тяготеет к алано-болгарским именам типа Аспар, Аспарух (см.) и подобным. Греч. "аspis" (щит) и индоевроп. "орг-ург" (творец) служат одним из пояснений смысла имени - "стойкий", "творец защиты" и т.п. Признавался главой аспургиан. Римляне после самоубийства Митридата в 63 г. до н.э. признали царем Боспора Фарнака (отца или деда Динамии), подчинив ему и Херсонес, при этом Фарнак получил титул "друга и союзника римлян", дававшийся обычно вассальным по отношению к Риму государям. Фанагория, первая поднявшая восстание против Митридата, получила автономию. Затруднения римлян в Западном Причерноморье и обострение внутриполитической борьбы в самом Риме побудили Фарнака попытаться силой вернуть себе все владения своего отца. Он подчинил себе Фанагорию, через Колхиду вторгся в Малую Азию и захватил часть прежних владений Митридата Евпатора» (http://www.russika.ru/ef.php?s=2585).

    Приступая к чтению, я сначала читаю надпись на головой персонажа. Тут написано: МИМ ЯРА ХРАМА. Затем я читаю надпись на верхней части волос, где написано МИР МАРЫ. Волосы над ухом образуют слова АЛЕКСАНДР. А на щеке правее можно прочитать текст: МАКЕДОНСКИЙ. Так что перед нами – вновь монета Александра Македонского. На ровном поле перед лбом изображения читаются слова РОСИЯ СКОТИЯ, ХРАМ ЯРА. Это, видимо, место чеканки монеты. Не Аркона.

    Слева от шеи я читаю надпись, выполненную крупными буквами: ГОД ЯРА 308. Эта дата совпадает с датой на первой монете, якобы Полемона, но отчеканенной в Арконе. Тогда я не стал обращать внимание на то, что если принять год Яра 307 за год рождения Александра Македонского (монета могла чеканиться при его жизни в честь года его рождения), то посвятить монету году со дня рождения было бы весьма странно. Однако, возможно, что 307 год – это не год рождения, а год занятия какой-либо должности. И надпись под шеей, но на выступающей за ободок частью монеты поясняет: ГОД ПРИЯТИЯ ХРАМА РУСИ ЯРА 308. Иначе говоря, это положение подтвердилось: в 308-й год Яра Александр Македонский принял (то есть, возглавил) храм Яра Руси Яра. А цифра 307, которую видно на римской монете, могла означать, например, принятие сана ХАРАОНА. Или «Принятие храма Яра Рима». Для скифов было памятно и то, и другое.

    Хочу отметить, что по христианскому летоисчислению «Александр родился в 356 году до н. э. в македонской столице Пела». По Яру как хараон он был возведен в сан в 307 году, то есть, в 1153 от Р.Х., а если не учитывать тысячелетний сдвиг, это соответствует году 153. «Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы». Возможно, что в 20 лет он был коронован как хараон, так что родился он на 20 лет раньше, в 1133 году от Р.Х. «Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни», то есть, в 1166 году от Р.Х.

    Рис. 5. Якобы статер царя Митридата и моё чтение надписей

    Якобы статер царя Митридата.

    П.М. Золин снабжает изображение данной монеты пометой: «Боспорское царство, статер царя Митридата. 40 г. н.э. Казнен в Риме за участие в заговорах». Попробуем подтвердить или опровергнуть его утверждение.

    Как обычно, я начинаю чтение с волос головы, где в обращенном цвете читаю слово АЛЕКСАНДР, а в прямом цвете более мелкими буквами (часть букв – в обращенном цвете) – слово МАКЕДОНСКИЙ. Таким образом, как и предыдущая монета, которая не была монетой Аспурга, а являлась монетой Александра Македонского, так и эта монета посвящена ему же, а вовсе не Митридату. Уже в который раз атрибуция со стороны информаторов П.М. Золина неверная.

    Как и раньше, слева от затылка я вижу надпись ГОД ЯРА 307 – на этот раз она на год раньше, чем на предыдущей монете. А перед носом изображенного персонажа и ниже можно прочитать такие слова: ПРИНЯЛ ХРАМ ЯРА МИРА. Тем самым, дано уточнение, из которого следует: в 307 году по Яру Александр Македонский становится во главе храма Яра Рима (который на эту дату именуется еще Миром), а год спустя, в 308 году, он уже возглавляет храм Яра Руси Яра, в Арконе. Но тогда на данной монете должно быть упомянуто об Арконе. Так оно и есть. Справа от шеи я читаю слова РУЯНА, АРКОНА. Это – указание на место чеканки монеты.

     

    Рис. 6. Монета Аспурга и моё чтение надписей

    Монета Аспурга.

    На ней написано: «Аспург, но явно постарше. Династия Рескупоридов правила Боспорским царством Приазовья почти до 5 века н.э. А ее символ-«трезубец» с пониманием сути использовали Рюриковичи».

    Сначала, как обычно, я читаю монограммы. Первую я читаю как слово ВАРЯГ (помимо надписи ВАР в промежутке между этими буквами можно видеть слева букву Я, справа – букву Г). Вторую монограмму я разлагаю на букву как надпись: В ХРАМЕ ЖИТИЯ. Здесь крупные буквы В, Ж и Т, а над ними находятся мелкие буквы слова ХРАМЕ, а также между Ж и Т расположена буква И, а после буквы Т находится буква И и Я. – А дальше я читаю надпись у основания волос в обращенном цвете: МИМ ЯРА ХРАМА.

    Под челкой можно прочитать также в обращенном цвете имя персонажа, АСПУРГ. Так что в данном случае П.М. Золин оказался прав. Слева о уха читается слово СКИФ, а ниже – слово РИМ. А слева от затылка в прямом цвете я читаю слова ГОД ЯРА 355, что означает: ГОД 1211 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, начало XIII века.

    Любопытно, что П.М. Золин предлагает скифские монеты времен А. Македонского (IVвек до н.э.), а Аспург по той же скалигеровской хронологии жил в I веке н.э., то есть, примерно на 4 века позже. А по Яру он жил примерно на 50 лет позже Александра. Более того, он был, оказывается, варягом.

    Скифские золотые изделия.

    Изображение золотых монет в статье П.М. Золина на этом заканчивается, а я перехожу к рассмотрению надписей на скифских изделиях с точки зрения нахождения на них датировки по Яру. Прежде всего, я рассматриваю золотой шлем. Однако прежде я хотел бы процитировать ту статью, из которой я заимствовал это изображение.

    «За границей ойкумены – греческого мира – в степях Северного Причерноморья в I тысячелетии до н.э. жили кочевники – скифы. “Первое, что поражает нас, – так это богатство скифской культуры золотом. Нигде больше, ни до, ни после скифов золото не было так повсеместно распространено в этом регионе. Ни одна другая культура древности, даже “богатые златом Микены”, не может соперничать со Скифией по обилию золота”, – писал известный археолог Григорий Боровка. О сказочных богатствах скифских царей ходили легенды. “Отец истории” Геродот отмечал, что серебро и медь ими вообще не употреблялись – только золото.

    Варвары знали цену золоту. С его помощью скифская, а позже и сарматская знать, подчёркивала свою власть и богоизбранность. Не случайно в раскрытых в Поднепровье и Крыму царских захоронениях обнаружены сотни великолепных золотых украшений, дорогое оружие, сосуды из драгоценных металлов.

    Когда скифский царь умирал, писал Геродот, его долго возили по всем дорогам, и скифы всячески выражали глубокую печаль. Затем тело царя привозили в Герры (район днепровских порогов), укладывали в могилу вместе с убитой женой, лошадьми и рабами, а над захоронением насыпали огромный курган.

    Бесчисленные золотые бляшки, которые находят в богатых скифских захоронениях, изготавливались именно для погребения и не использовались в обычной жизни. Некоторые учёные предполагают, что существовала группа ремесленников-ювелиров, обслуживавших исключительно нужды заупокойного ритуала. По заказу родственников умершего они могли быстро сделать необходимые украшения.

    В IV в. до н. э. в обмен на хлеб из Греции в города Северного Причерноморья, а через них к скифской аристократии текли неслыханные богатства, в том числе золотые украшения и монеты, использовавшиеся как сырьё для ювелирного производства. Многие золотые изделия из скифских и сарматских погребений выполнены греческими мастерами и их местными учениками. Поразительно искусство ювелиров, сумевших запечатлеть в золоте любимые варварами мотивы и воспроизвести в мельчайших деталях одежду и вооружение кочевников. Но скифы не только подражали античным образцам. Именно “варварский” мир породил уникальный и выразительный скифо-сибирский “звериный стиль”: невероятно динамичные изображения животных, в которых гармонично сочетаются реализм и стилизация» [4].

    Возможно, что тут всё правильно, однако с датировкой я согласиться не могу и полагаю, что дата проставлена на самих изделиях.

    Рис.7.Шлем из кургана Ак-Бурун и моё чтение надписей

    Шлем из кургана Ак-Бурун IV века до н.э.

    О нём в данной статье говорится следующее: «Золото. Высота 14,4 см. Найден недалеко от г. Керчь в захоронении скифского, сарматского или меотского вождя. Изготовлен в мастерской Боспорского царства, о чем говорит девятилепестковый цветок каллы. Хранится в Эрмитаже».

    Теперь я приступаю к чтению. Сначала меня интересует улитка, расположенная справа от центрально оси и прямо перед зрителем. В обращенном цвете я читаю на нём надпись ЯРОВА КРОВЬ, а чуть ниже – МАСКА МИМА ЯРА. Первое словосочетание я встретил впервые и полагаю, что, скорее всего, это – название определенного типа шлема. А шлем, как я уже знаю, называется МАСКОЙ ЯРА, ибо шлем – одно из рельефных изображений человеческой головы.

    Однако то, ради чего я воспроизвёл это изображение – это датировка. Ее я нахожу на изображении девятилистника. Справа от изображения початка на уровне трёх нижних листьев цветка можно прочитать слова ГОД ЯРА, а на початке и этих листьях – дату 405. Это означает дату: 1261 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А это – уже XIIIвек.

    Наконец, на нижнем завитке улитки я читаю слова СКИФОВА ЯРА РУСЬ. В этом я вижу отход от традиционного наименования РОСИЯ СКОТИЯ. Во-первых, слово СКИФИЯ уже сформировалось настолько, что от него появилось существительное СКИФОВА. Во-вторых, если прежде СКОТИЯ лишь «окрашивалась» политикой Руси Яра, что проявлялось в прилагательном РОСИЯ, то теперь она стала просто одной из областей Руси Яра, которая несколько «окрашена» в цвет Скифии.

    Рис. 8. Нащитная бляха в виде пантеры и моё чтение надписей

    Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.).

    О ней говорится: «Золото, инкрустация. Длина 32,6 см. Келермесский курган I. Блестящий образец скифского звериного стиля. Передана мощь и агрессивность хищника, подчеркнута острота его слуха, зрения и обоняния. Для усиления магическогй силы изображения на лапах и хвосте помещены еще 10 маленьких, свернувшихся клубком хищника – типичный мотив скифского искусства». Как обычно, я сомневаюсь в датировке и приступаю к чтению.

    На нижней части шеи пантеры, под валиком, я читаю слова ГОД ЯРА 253, однако дата здесь проставлена нечётко. Но она дублируется на боковой части животного выше брюшка более крупными цифрами, 253. Это соответствует дате ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ГОД 1109.

    Чуть ниже первой надписи на шее можно прочитать слова РУСЬ ЯРА слева и АРКОНА справа. Слева от валика я читаю слово ЯРОВА, а над валиком на шее – слово СКОТИЯ. Полагаю, что словосочетание ЯРОВА СКОТИЯ более точно передаёт название этой части страны, чем РУСИЯ СКОТИЯ. Иначе говоря, эта часть Скифии непосредственно подчинялась Яровой Руси.

    Иначе говоря, это произведение скифского искусства по датировке археологов было на три века старше предыдущего. А по датировке по Яру, она оказывается почти на 1,5 века моложе. Отсюда можно сделать вывод о том, что археологическим данным верить нельзя.

    Но вместе с тем появляется новый вопрос: а не датировались ли и русские монеты по Яру? Для этого я заглянул в Википедию на статью «Златник». И там я прочитал следующее: «Златник (также — золотник) — первая древнерусская золотая монета, чеканившаяся в Киеве в конце Х — начале XI века вскоре после Крещения Руси князем Владимиром. Настоящее название этих монет неизвестно, термин «златник» используется в нумизматике традиционно и известен по тексту русско-византийского договора 912 года Вещего Олега. Всего найдено 11 таких монет».

    Рис. 9. Златник Владимира и моё чтение надписей на нём

    Златник Владимира.

    Я взял его изображение из статьи Википедии «Златник». На подписи написано: «Златник X-XI века князя Владимира из коллекции Эрмитажа» Поступил на Викисклад 27 сентября 2007 года. Более подробная характеристика такова: «Аверс: грудной портрет князя Владимира в шапке с подвесками, увенчанной крестом. Внизу схематично изображены согнутые ноги. Правой рукой князь держит крест, левая рука на груди. Над левым плечом показан характерный трезубец, родовой знак Рюриковичей. Вокруг по кругу надпись кириллицей: ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЬ (то есть Владимир на престоле). На двух монетах из известных 11 надпись другая: ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО ЗЛАТО».

    Судя по тому, что датировка монеты указана в интервале двух веков, археологи дату прочитать не смогли. Надпись с датировкой по Яру я вижу чуть ниже навершия скипетра. Тут я читаю слова ГОД ЯРА 350. А ниже расположена другая дата – 304. Эти даты соответствуют ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1206 и 1160. Не означают ли они что-то, связанное с биографией Владимира?

    Смотрю в Википедии статью «Владимир Святославич»: «Влади́мир I Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет». – Как видим, дата рождения, 960-1 год, совпадает со второй из этих дат, 1160-м годом, отстоя от нее на 200 лет. Но и вторая дата, 1206 год совпадает со второй датой, 1015 годом, отличая от нее на несколько месяцев, что возможно, если календарь начинался с осени. Так что монета была отчеканена к 200-летнему юбилею со дня рождения Владимира, и является МЕМОРИАЛЬНЫМ, а вовсе не ДЕНЕЖНЫМ артефактом. Однако продолжим чтение.

    Явная надпись на легенде аверса обычным образом не читается. Поэтому я постараюсь прочитать ее так, как обычно читаются надписи: верх букв находится на ближе к окружности монеты. Тогда получается первая надпись: слово ЦАРЬ, которого ожидать не было никакой возможности. Следующее слово написано кверху ногами и состоит из 4 крупных букв, некоторые из которых могут быть прочитаны по частям; они образую второе слово: ВЕЛИКИЙ. А ниже читается продолжение: МИМ ЯРА.

    Ни то, ни другое мы до сих пор никак не связывали с личностью Владимира. Википедия пишет о нём: «Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю».

    Еще левее на три буквы я читаю слова: внизу РУСЬ, основным текстом – ЯРА. Полагаю, что так обозначено место чеканки монеты. Напомню еще раз мнение официальной историографии: Златник – это «древнерусская золотая монета, чеканившаяся в Киеве в конце Х — начале XI века». Итак, монета отчеканена, возможно, в 1160 году (в XII, а не в Х-XI веках), и не в Киеве, а, видимо, в Арконе.

    Справа от головного убора основного персонажа находится надпись 304 ГОД, выполненная явным образом. Как археологи ухитрились не заметить эту надпись – удивительно! Она дублирует надпись неявную. И имеется продолжение: ЯРА. – Кроме того, слева вверху, где кончается окантовка из бусинок, буква М получает продолжение вправо, где часть букв читается в обращенном цвете: тут написаны слова МИР ЯРЕВ, где слог РЕ написан руницей, а притяжательный суффикс поначалу был –ЕВ, а не –ОВ в слове ЯРОВ. Получается, что он в этом слове древнее, чем –ОВ.

    Но, возможно, я ошибаюсь, и читаю не так, как нужно? – Нет, я читаю, как обычно. – А можно ли прочитать ту надпись, которую читают эпиграфисты? – Насколько я знаю обычный стиль написания древнерусскими надписями, древние граверы умели писать так, что одну и ту же букву можно было бы прочитать двояко. Так что я продолжаю чтение надписей на монете.

    Рис. 10. Продолжение чтения надписей на аверсе златника Владимира

    И действительно, слова ВЛАДИМИРЬ НА СТОЛЕ прочитать можно, но с трудом. Первая буква В изображена лёжа, причем не в ту сторону (то есть, как бы лежит на животе, а не на спине), и из нее торчит какой-то штрих вправо вверх. Кусок этой буквы В можно принять за букву Л. Дальше идёт буква А, но в зеркальном написании, и к тому же лежащая на спине. Головами вниз написаны буквы фрагмента ДИМ. Буква И написана правильно, однако дальше идёт вовсе не буква Ь, а слоговой знак (рун Макоши) с чтением РЬ. Так что слово ВЛАДИМИРЪ было прочитано историками неверно, там нет ни Р ни Ъ.

    Дату 304 при желании можно прочитать как НА, слово СТОЛЕ имеет надпись СТО расположенную правильно, то есть, вершинами букв вверх, только буква Т написана курсивом. Буква Л написана вверху, под ней – буква Е, но, как мы видели, Википедия пишет не НА СТОЛЕ, а НА СТОЛЪ, то есть, пишет совсем не ту букву. Причем это Е как бы лежит на животе. Возможно, что у историков подразумевалось, что на конце написана буква ЯТЬ. Однако на этой монете присутствуют руны Рода, а не кириллица, причём в рунах Рода буквы ЯТЬ попросту нет.

    На второй букве И слова ВЛАДИМИР, точнее, чуть ниже, написаны слова: РУЯНА ЯРА. Справа от лика основного персонажа изображен лик анфас, но заваленный вправо, с бородой и усами, на короне которого написано имя духовного покровителя Владимира, РОД. – Затем я рассматриваю герб Владимира; между его зубцами я читаю слова: ЦАРЬ (слева) и ВЛАДИМИР внизу, а слово СВЯТОСЛАВИЧЬ и частично в правом столбце и в центре герба. Тем самым, я подтвердил первое чтение основной надписи.

    Кроме того, на лице Владимира имеются надписи: на глазах, как обычно, ЯР, тогда как слева от лица и на усах слова АРКОНА ЯРА. Так что моё предположение в отношении места чеканки в Арконе полностью подтвердились.

    Итак, мы имеем дело с монетой XIIвека, выпущенной в Арконе на заказ по случаю 200-летнего юбилей со дня рождения Владимира Святославича, где он назван не князем, и даже не Великим князем, а ВЕЛИКИМ ЦАРЁМ. Попутно хочу сказать, что на этом примере я проверил еще одно свой предположение: что русская хронология не претерпела хронологических сдвигов, которые произошли в хронологии Скалигера в XVIIвеке, поскольку Россия до первой трети XVIIвека находилась на определенном отдалении от Западной Европы, не столько географическом, сколько политическом.

    Рис. 11. Моё чтение надписей на реверсе златника Владимира

    Перехожу к рассмотрению реверса златника Владимира. Прежде всего, меня удивляет изображение Христа, поскольку обычно его на монетах не изображали. Хотя лик данного персонажа действительно изображен в терновом венце и на фоне креста, но сам лик, как ни странно – не одинарное лицо человека анфас, а три: левое лицо изображено в левый профиль, а правое смотрит вправо в ракурсе на ¾. Кто они, постараюсь узнать, прочитав надписи.

    Сначала я читаю тексты на терновом венце. Слева: МИМ ЯРА, где слово ЯРА читается в обращенном цвете. На центральном лице под глазами и на щеках: ЯРА ХРАМ. Справа на врезке я показал терновый венец в увеличенном виде; теперь я читаю надпись справа вверху как ЛИК СТОИКА И КНЯЗЯ ЯРА. Так понимался Иисус Христос в раннем христианстве. Не исключено, что философское направление «стоицизм» складывается именно в этот период. Однако надпись, надо признаться, совершенно удивительная и неожиданная.

    Теперь я постараюсь прочитать подписи: кто есть кто. На уровне кончика носа левого персонажа в обращенном цвете имеется подпись РОД. Это – известный русский бог. На бороде центрального персонажа, с заходом на бороду левого, также в обращенном цвете можно прочитать иную подпись: СЫН ЯРЕВ. Итак, СТОИК и КНЯЗЬ ЯРА являлся сыном не бога Рода, как можно было бы предположить, но бога Яра. Наконец, самая запутанная надпись находится на подбородке правого персонажа с крайне маленьким подбородком. Она читается также в обращенном цвете и означает: ГЛАС ЛИКА ЯРА. Это – лишь план последующих культов христианства: Бога отца (под которым понимался Яр, но изображался духовный покровитель Род), Бога-сына (под которым понимался стоик, сын Яра), и Духа Святого (под которым понимались речи сына, вдохновлённого отцом Яром). Так что раннее христианство, как мы видим, представляло собой просто некую разновидность русского ведизма.

    На нимбе с крестом можно прочитать внизу слева, в прямом и обращенном цвете, слова МАСКА МИМА ЯРА. Они означают, что перед нами – изображение живого человека, который имел духовный сан МИМА ЯРА. А на фрагменте над темечком я читаю слова: ХРАМ И МИР ЯРА, которые, на мой взгляд, обозначают место почитания данного стоика, Сына Ярова.

    Рис. 12. Продолжение моего чтения надписей на реверсе златника Владимира

    Продолжаю чтение надписей на реверсе. Википедия поясняет: «Реверс: лик Христа с Евангелием в левой руке и с благославляющей правой рукой. По кругу надпись: ІСУСЪ ХРИСТОСЪ. Диаметр монет 19—24 мм, вес 4.0—4.4 г ».

    Читается ли тут данная надпись? – Сначала я попытаюсь прочитать ее обычным способом. У меня получается такой текст: СЕ РУСЬ И ХРАМ ЯРА, то есть, ЭТО РУСЬ И ХРАМ ЯРА. – Конечно, можно попытаться прочитать и так, как читают академические эпиграфисты, и тогда получается IИС ХС, что похоже на христианское прочтение, однако совершенно несвойственно рунам Рода, которыми писали на Руси Яра. Там не было буквы I. Не было и подобных сокращений, которыми изобилует старославянский язык, для которого была придумана Кириллица, вобравшая в себя часть знаков греческого алфавита.

    На самом верху монеты читаются слова МИМ ЯРА, а правее – слово СЛАВЯН. Однако слова МИМ ЯРА находятся выше строки надписей легенды, а потому слово СЛАВЯН относится не столько к ним, сколько является продолжением предыдущих слов, так что полный текст легенды вплоть до этого слова будет СЕ РУСЬ И ХРАМ ЯРА СЛАВЯН. Иначе говоря, во времена Владимира Россия еще называлась РУСЬ СЛАВЯН. Я неоднократно использовал это название в моих работах. Получается, что Аркона чеканила золотые монеты не только для Скифии, чему посвящена данная статья, но и для Руси Славян, чего я прежде не знал, ибо это нигде не написано.

    Последнее словосочетание написано хитрым способом, соединяя в себе явные и неявные буквы. Часть букв можно почитать в обращенном цвете. Всё словосочетание образует имя этого стоика: ИСА КРЕСЕНЬ. Именно о таком имени, которое означает по-русски МОЛНИЮ ОГНЕННУЮ, писал Дмитрий Логинов: «Долгие тысячелетия хранили словенские племена предсказание: Слово станет плотью. Даждьбог воплотится на земле. Ису – громовая стрела («ису» на санскрите и протосанскрите означает «стрела») – ударит в камень земной и камень станет живым…Итак, Небесный Огонь - сам собой - возгорается ежегодно. В ознаменование подвига Воскресения Бога нашего. И вот, собственно, это старославянское - словенское - слово-то ВОСКРЕСНУТЬ и означает, именно, ВОЗГОРЕТЬСЯ. Отсюда, между прочим, КРЕСАЛО скифское. Прибор Анахарсиса Скифа, как это называли эллины, так именно писавшие на кресалах древних и величавшие Анахарсиса – Прометеем...» [5]. Или, иначе говоря, так называли ГРОМОВУЮ ОГНЕННУЮ СТРЕЛУ.

    Но то была Северная Традиция, которая передавала русскую сакральную историю изустно. А сейчас я нашел письменное подтверждение этого утверждения. Теперь становится понятным, почему патриарх Никон повел борьбу не только со староверами, но и со старообрядцами, которые вроде бы были христианами, но сторонниками раннего христианства.

    Но примерно то же самое утверждает и А.Т. Фоменко, заглавие второй главы его книги «Царь славян» так и называется: «ИМПЕРАТОР АНДРОНИК КОМНИН XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В ЦАРЬ-ГРАДЕ XII ВЕКА». И там говорится: «Скалигеровско-романовская версия истории говорит следующее. В 1081 году византийским императором в босфорском Царь-Граде основателем новой династии Комнинов становится Алексей I Комнин. Последним императором этой династии и был Андроник Комнин, убитый в 1185 году». А данная монета была выпущена после 1160 года, либо когда Андроник Комнин был еще жив, либо, что правдоподобнее, после его смерти в 1185 году, в связи со второй датой – 200-летием со дня смерти князя Владимира, в 1206 году. Так что это замечание помогает установить точную дату выпуска данной монеты – уже не XII, а XIIIвек.

    Наконец, на левом плече Исы (арабы его так и именуют: ’И́са бну Марйама, ’И́са ибн Марьям – пророк (наби) и посланник Аллаха (расуль), в Новом Завете — Иисус Христос, Википедия) мы видим ряд надписей. Я их читаю так: МИР ЕСТЬ АС, ЯР. ТО ЯР И ТО РОД. Это изречение так же в какой-то степени перекликается с первыми сурами Корана: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его...».

    Итак, если Владимир и ввёл христианство на Руси, то не того типа, как в Риме: это было учение стоика и князя, мима Яра Исы Кресеня. И златник Владимира служит тому доказательством.

    Рис. 13. Моё новое чтение на монете Пакациана

    Монета Пакациана.

    Я ее приводил в работе [7]. В пояснении к описанию этой монеты в Википедии сказано: «Монета римского узурпатора Пакациана, выпущенная в 1001 году году от основания Рима. Надпись на этом антониниане гласит: ROMAE AETER AN MIL ET PRIMO, «Вечному Риму в его тысяча первый год». А затем я написал, что самая потрясающая надпись находится внизу, в виде трона Рима. Первая буква начертана зеркально, однако если ее развернуть правильно, получается латинская буква S. С не начинается текст SECULO XII, ВЕК 12-Й. Если остановиться только тут, то мы получаем вроде бы полное соответствие с тестом легенды, ибо 12-й век начинается с 1100 года, когда отсчитывается 1101-й год. Это и есть Вечному Риму в его тысяча первый год, если считать, что 12-й век начинается не с 1100-го, а с 1000-го года. Либо Вечному Риму в его тысяча сто первый год. Во всяком случае, расхождение может быть обусловлено трактовкой века, но никак не тысячелетия.

    Но теперь меня заинтересовало, пользовался ли Рим хронологией по Яру. На рис. 13 я воспроизвёл реверс монеты Пакациана со своими дешифровками и усилил по контрасту правую сторону монеты. Тут явно читаются слова ГОД ЯРА 345. Это как раз соответствует 1201 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Во-первых, это означает, что я не ошибся в переводе датировки по Яру в датировку по Христу. Правда, понимание 12-го века в Риме получилось не по его началу (от 1100-го года), а по его концу (от 1200-го до 1201-го). Во-вторых, выясняется, что Рим, по меньшей мере, до 1201 года, пользовался календарём по Яру. Так что теперь имеется возможность датировать те римские монеты, на которых проставлен год по Яру, с точностью до года. И, в-третьих, первые монеты с датировкой по Яру, естественно, появились в Арконе, а затем распространились и по другим входящим в Русь Яра странам.

    А теперь я хотел бы перейти к рассмотрению особого случая скифских денег.

    Рис. 14. Монеты-стрелы

    Монеты-стрелы.

    Александр Макаров: «Одними из первых денег в мире были монеты-стрелы;(монеты стрелки)придуманные скифами. Это было еще задолго до того как в Лидии появились первые круглые монеты. Для воинов-скифов важнейшим оружием был лук со стрелами. Поэтому и деньгами у скифов служили наконечники для стрел.И если сначала это были просто наконечники, которые можно было использовать и для торговли и для изготовления стрел, то в дальнейшем они сильно видоизменились. Вначале они стали тупыми, потом в них пропала дырочка, которая нужна, чтобы вставлять древко стрелы, а затем и форма стала лишь отдалённо напоминать форму наконечника. Монеты-стрелы могли выполнять в скифской державе ещё и статистические функции. Однажды, скифский царь для того, чтобы узнать, сколько у него подданных, велел каждому из них сдать по одной стрелке. Из собранных стрелок потом отлили котёл. Так с помощью этих монет у скифов впервые была проведена перепись населения Не знаю как часто проводились у скифов подобные мероприятия и сравнивались ли котлы отлитые при разных царях, но сам метод прост и нагляден». 5 июля 2010 года. http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=229936.

    Естественно, меня заинтересовали эти стрелы, поскольку на них можно было прочитать надписи о месте и времени их изготовления. Остальное меня не очень интересовало. Я перенумеровал наконечники стрел и приступил к чтению.

    Рис. 15. Моё чтение надписей на скифских стрелах

    На первой стреле наверху я читаю привычную надпись: ХРАМ ЯРА РУСИЯ СКОТИЯ. Внизу в обращенном цвете – слова: АРКОНА, ХРАМ ЯРА.

    Из этого следует, что металлические наконечники стрел изготавливались в Арконе для Русской Скифии. – На второй стреле можно видеть практически те же слова. По центру черным цветом: ХРАМ ЯРА; слева светлым цветом – РУЯНА ЯРА, справа – АРКОНА ЯРА. На третьем наконечнике стрелы в виде рыбьей головы, сверху написано: СТРЕЛА РУСИ ЯРА, на нижней части бокового пояса слева: МАЯК ХРАМА ЯРА. Понятно, что рыба могла служить маяком, а поскольку речь идёт о морской державе Руси Яра, то понятно, что таким маяком могла быть рыба.

    Четвертый наконечник напоминает очертания кита кашалота; на его верхней части написаны слова МИМ ЯРА, что означает принадлежность этой стрелы лицу высокого духовного звания. Внизу в обращенном цвете я читаю надпись ХРАМ ЯРА. Пятый наконечник стрелы напоминает голову и тело водоплавающей птицы; в центре верхней половины тела я впервые читаю дату: 5 ГОД ЯРА. Следовательно, так Аркона вооружала скифов во времена Рюрика. Последний, шестой наконечник стрелы вновь напоминает рыбу; на его верхней половине можно прочитать надпись крупными буквами ЯРА РУСЬ, а внизу на хвостовой части – слова АРКОНА ЯРА.

    Итак, я получил информацию о месте и времени изготовления скифских стрел. И я вновь возвращаюсь к статье П.М. Золина [2]. Теперь я копирую золотую чашу.  

    Рис. 16. Золотая чаша из Запорожской области и моё чтение даты

    Золотая чаша.

    Подпись Золина гласит: «Изображение скифов на вазе времен Македонского. Серебро, позолота. IV в. до н.э. Курган «Гайманова могила». Запорожская область. Сюжет дружеской попойки». Понятно, что мне стало ясно, что имеется в виду середина XIIвека. Но точную дату я нахожу в пространстве между двумя персонажами. Она уточняет век до года, а именно до надписи «ГОД ПО ЯРУ 303», то есть, ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1159.

    Мне теперь стало понятно, почему археологи долгое время не могли обнаружить датировки на артефактах: они изображены на гладких участках поверхности и отличаются едва заметным контрастом. Так что в прорисях они обычно не отображаются, их видно только на отличных цветных фотографиях после усиления контраста.

    Обсуждение.

    Представленный материал позволяет сделать ряд интересных выводов.

    Вывод первый: археологическая атрибуция монет только по внешнему виду изображенных на них персонажей обманчива и без чтения надписей может приводить к неверным результатам. Из рассмотренных в статье 6 скифских монет пять монет были атрибутированы ошибочно, то есть 80%. П.М. Золин привел неверные чужие атрибуции.

    Вывод второй: три из шести монет посвящены Александру Македонскому, а не скифским царям. Из этого следует, что значительная часть его военных завоеваний была сделана в областях Скифии. Кроме того, из них следует, что сначала он стал мимом Яра в храме Яра Рима в качестве его настоятеля («принял храм Яра Мира») в 3207 году по Яру, а затем стал мимом Яра в храме Яра в Арконе («принял храм Яра Руси») в 308 году Яра. Иначе говоря, он был признан лицом высшего духовного звания и в пытающемся отделиться от Арконы Риме, и в самой Руси Яра.

    Вывод третий: Аркона пережила два взлёта, связанные с двумя выдающимися мимами Яра, возведенными в сан хараона: с Рюриком (первый год Яра) и с Александром (308 год Яра). Второй взлёт понимался как Возрождение Арконы. Но пришелся он на 1154 год от Р.Х., то есть, на середину XIIвека. Так что завоевание Египта (якобы «древними греками») и постройка Александрии произошли позже. А отсюда и вся «эпоха эллинизма» оказалась эпохой распространения влияния Византии в последующие века.

    Вывод четвёртый. Скифские руководители жили действительно «во времена Александра Македонского», но позже: 330-й и 355-й годы Яра. А скифские золотые изделия только из Келермесского кургана были изготовлены чуть раньше, в 253-м году, остальные – позже: в 303, 304 и 405 годах. Но даже самое раннее изделие 1109 года н.э. не выходит за пределы XIIвека. Иначе говоря, А.Т. Фоменко прав в том смысле, что чеканка золотых монет везде началась с XIIвека. Я бы добавил, что и производство золотых изделий началось тогда же.

    Вывод пятый. Нашло своё подтверждение высказанное мною ранее мнение о том, что скифские изделия производились в Арконе. Выяснилось, что даже в период первого взлёта Арконы при Рюрике наконечники стрел для скифов делались в Арконе же. Во время второго взлёта в Арконе изготавливали золотые шлемы для высших духовных лиц, детали щитов и прочие части воинской амуниции.

    Вывод шестой. Владимир Святой не чеканил золотых монет, поскольку их тогда не чеканил никто в мире. Так называемый «златник» Владимира в небольшом числе экземпляров являлся юбилейной монетой, отчеканенной в Арконе в 1206 году к двухсотлетию со дня смерти Владимира. Но в XIIIвеке уже больше почитались цари, чем мимы, и потому на златнике Владимир обозначен как ЦАРЬ.

    Вывод седьмой. Владимир никак не мог принять на Руси христианство, которого еще не было, поскольку Христос родился позже. А в 1206 году о нём  уже знали, и поместили его изображение на реверсе златника Владимира, но под другим именем: ИСА КРЕСЕНЬ. Если бы его учение сложилось в XIIвеке (по Фоменко, он принял мученическую смерть в 1185 году), оно получило бы название не «христианство», а «кресенизм». Это начальное имя Иса (Громовая Стрела, или Молния) сохранилось в исламе. Следовательно, христианство как учение складывается позже начала XIIIвека.

    Вывод восьмой. Рим как государство, еще входившее в XII веке в состав Руси Яра, чеканит монету чуть позже Арконы. И так называемая монета Пакациана была реально отчеканена в 1201 году н.э. Однако надпись на ней на латинском языке гласит, будто бы она отчеканена в 1001 году от Р.Х, хотя неявно обозначен XII век. Из этого можно сделать вывод о том, что Рим в 1201 году не только отодвинул дату реального рождения Христа в 1152 году (определяется как 1185 год смерти минус 33 года жизни) с реальных 49 лет на 200 лет, но еще и прибавил к ним тысячу. Так можно определить приблизительную дату начала удревнения христианства: первый года начала XIIIвека. Причем тысячу лет на монете прибавили в явной надписи, а 1200 – в неявной (как бы призывая к дальнейшему удревнению этой даты, которого так и не произошло).

    Вывод девятый. Рубеж XII и XIIIвеков – это, видимо, время сложения основных канонов христианства. Это период его датировки, тогда как XIIIвек – это время переименования «стоика князя Исы Кресеня», сына Яра, в Иисуса Христа, Сына Бога Отца. Возможно, распространению христианства способствовали походы Александра македонского как посланца Арконы, которые как раз и подорвали у завоёванных народов веру в русских богов.

    Вывод десятый. Пессимистический вывод А.Т. Фоменко о том, что события до XVIвека н.э. можно выявить с трудом, а ранее XIIвека и вообще невозможно, я заменяю вполне оптимистическим положением о том, что 800 лет датировки по Яру при чтении надписей на артефактах той поры вполне способны дать отражение реальных исторических событий и распутать тот клубок противоречивых исторических данных, который сложился после решений Тридентского собора.

    Вывод одиннадцатый. В отличие от А.Т. Фоменко я не считаю скалигеровскую хронологию «ошибочной». Она была создана в католической Европе с целью исторического обоснования католицизма в его борьбе со всё еще сильной ведической верой. Она представляла собой идеологическое оружие, которое было с успехом применено для перехода почти всех европейских стран в христианство. Так что она выполнила свою миссию, однако к настоящему дню утратила своё назначение.

    Вывод двенадцатый. Результаты данной статьи согласуются не только с выводами А.Т. Фоменко о том, что «античность – это Средневековье», но и с моими выводами о том, что «древняя» Русь (Русь Славян) была современницей «древнего мира». Так, если походы Александра Македонского совершались в XIIвеке, а их скалигеровская хронология относит к IV веку до н.э., то Владимир Святославич, живший за пару веков до Александра, должен быть современников «древних» греков, создавших культуру классического периода именно в VIвеке до н.э. Но точно так же и этрусские зеркала якобы IV века до н.э., реально могли быть изготовлены в Х-XII вв. н.э.

    Заключение.

    Микроэпиграфика, можно сказать, творит чудеса. Она выявляет то, что на первый взгляд, выглядит вполне привычно и не вызывает никаких вопросов. Полагаю, что ее дальнейшее применение откроет ещё массу исторических тайн.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. Скифские монеты по статье Золина. Сайт runitsa.ru от 20 октября 2013 г.
    2. Золин П.М. Скифы времен Македонского // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11219, 18.05.2004
    3. Чудинов В.А. О начале историографии по Хронотрону. Сайт runitsa.ru от 3 ноября 2013 года
    4. Золото скифов. Сайт «Аккерман», http://belgorod-dnestrovskiy.ru/zoloto-skifov/  от 31 июля 2011 года
    5. Чудинов В.А. Комментарий к статьям Дмитрия Логинова. http://chudinov.ru/dloginov/4/  от 17 июня 2013 года
    6. Фоменко А.Т. Царь славян. http:// www.chronologia.org/car/05cs2.html  от 26.11.2013 года
    7. Чудинов В.А. Когда в Риме появились золотые деньги. http://chudinov.ru/zolotie/1/  от 2 февраля 2013 года

Комментарии:

Быков Васипий
04.12.2013 00:12
А. Македонский, интересно, что нам расскажет календарь Макажи, читаем : (эра МАРА РОДА) (А. Македонский - указатель времени ) Теперь внимательно читаем переходную дату двух эпох 10 208 год календаря Макажи, да, им пользовались все) Данный знак .,выпущен к 100 -му юбилею и мне остается только спросить, а кого завоевывал А. Македонский четыре ( 4 000 тыс.) тысячи лет тому назад ??????????
Алексадр
11.07.2015 16:07
Можно признать,' что хараоном Ядра Македонский стал после Рюрика. Кто же и за что его произвёл в хараоны? Возможно Храмы Рима.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову