Скифские монеты по статье Золина

Чудинов Валерий Алексеевич


Изображения скифских монет я заимствовал из статьи П.М. Золина «Скифы времен Македонского», http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110036.htm.  Я заинтересовался, в каком месте чеканились монеты, и кто на них был изображен [1].

Оглавление:
  • О Золине.
  • Текст Золина.
  • Нашивные пластины.
  • Моё чтение надписей на монетах.
  • Монета Скила.
  • Монета Савелия.
  • Монета Атеуса.
  • Моё чтение надписей на монете Атеуса.
  • Монета Фарзоя.
  • Вторая монета Фарзоя.
  • Монета Фарнака.
  • Вторая монета Фарнака.
  • Монета Полемона.
  • Окончание статьи Золина.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература
  • Комментарии
  • О Золине.

    Википедия пишет об этом авторе: «Пётр Михайлович Золин (род. 18 марта 1946, Новгород) — российский историк и публицист, доктор исторических наук, профессор по кафедре истории и философии. Главным образом известен как автор многочисленных книг и статей, посвящённых истории скифов и древних славян. Часть его работ относят к спорному жанру фольк-хистори), отечественной символике и памятникам-символам. Действительный член Национальной академии туризма (1996), Академии Фундаментальных Наук (2009)». При этом он сам в статье «Ликбез для антифольк-хисторизма» указывает на отнесение ряда его работ к жанру фольк-хистори, но считает термин надуманным: «в истории анти-фолки выступают против придуманного ими направления «фолк-хистори», не имея способностей понять всю сложность оскорбляемого ими в угоду академическому официозу разнообразного явления». Иными словами, он работает и в жанре методологии науки. Этой статье я посвятил свою рецензию от 14 октября 2013 года.

    Текст Золина.

    «Индоевропейский и европеоидный характер основного населения Великой Скифии времен Македонского вызывает некоторое недовольство, но все же трудно опровержим. Подробности событий: Латышев В.В. Scythica et Caucasica: Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т.1-2. Спб., 1893-1904 (см. также: ВДИ. 1947-1949 гг.; указатель 1950 года).

    Греки еще до Геродота насаждали легенду о происхождении скифов от Геракла и полудевы-полузмеи…Великая Скифия была полиэтничной страной (родиной многих десятков крупных и небольших этносов, говоривших на множестве языков – почти все современные народы России эти языки и продолжают). Скифы сами себя считали внуками Зевса и русалки (дочери Днепра-Борисфена). Одним из первых их царей признавался голубоглазый и русый Ахилл, чему уже в античности было немало подтверждений.

    Антропологическая реконструкция по останкам одного из скифов. Таких реконструкций тысячи – на них просматриваются все антропологические типы современной России и соседних стран. Славяне, балты, финно-угры, германцы, тюрки, народы Кавказа, северные семиты (и пусть простят те, кого не назвал). Ход доказательств, что скифы – только наши предки – прост. Сравним несколько изображений – и однозначный вывод. Скифы – тюрки (такая версия доминировала до индоиранской, всего полвека назад).

     

    Надо прямо сказать, что тюркское население (например, саки) было в Великой Скифии многочисленным. Но исконно здесь проживали балты и славяне, финно-угры и народы Кавказа, многие другие этносы. И у каждого из них есть право на поиски истоков своей славы в истории единой античной державы – Великой Скифии. Например, германцы устойчиво ищут свои истоки на просторах Восточной Европы. И чего не найти, если античных орлов на землях Скифии найдены десятки. А они остаются важным символом для германцев и ныне. И все же скифы для германцев немного простоваты… Но вот на другом изображении скиф вновь «русский Ваня».

    Рис. 1. Нашивная пластина с изображением Богини и скифа и моё чтение надписей

    Нашивные пластины.

    О них Золин пишет: «В ту пору были популярны и нашивные пластины с изображением скифа (IV век до н.э.; встречены в ряде мест). Если вспомнить изображение на монете царя Атея, то некоторое сходство ликов просматривается».

    На рис. 1 показана нашивная пластинка в виде орла. У нее имеется два отверстия в верхней части и три – в нижней части крыльев. Но меня интересуют надписи, и для этого я несколько усилил контраст пластины.

    На шее птицы я читаю слово АРКОНА. На верхней части правого крыла и на грудке птицы я читаю слова МИМ РОДА. А на бедре лапы можно прочитать слово МАЯК. Низ правого крыла, где изображены вертикальные перья, содержит надпись СКИФЫ ЯРОВЫ. Здесь же можно видеть мужской лик в левый профиль. У мужчины виден закрытый глаз, отсутствуют усы, но зато имеется мощная черная борода, на которой можно прочитать слово МАСКА.

    На перьях хвоста я читаю удивительный текст: ГОД ЯРА 301, то есть, ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1157. А на левом крыле, на вертикальном оперении, я читаю слова ЛИК СКИФИИ ЯРОВОЙ. Полагаю, что эти 12 слов и одна трёхзначная цифра – это весьма интересный текст на данной нашивке.

    Теперь стало вполне понятно, почему германцы устойчиво ищут свои истоки на просторах Восточной Европы. Не только потому, что тюркское население (например, саки) было в Великой Скифии многочисленным, и именно оно, попав на русские земли Яровой Руси в Арконе, стало германцами, но и потому, что скифские ювелирные украшения делались в Арконе.

    На рис. 2 изображена нашивная пластина IV века до н.э. Насчёт «русского Вани» в левом углу изображения я бы не стал говорить. На его глазах я читаю слова ЯРА МИМ, а на шее у женщины – слова ЯРА ХРАМ. Но людей наши предки всегда изображали несколько карикатурно. Самые важные слова изображены на грудных складках ткани на платье женщины – там можно прочитать слова АРКОНА, РУЯНА. Правее, на крупном фрагменте, я читаю слова ЯРА ЛИК – они адресованы миму Яра. А на фрагментах слева и внизу можно прочитать такой текст: РУСЬ ЯРА, год 110. Это означает: ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 966.

    Словом, перед нами – некая нашивка на ткань, имеющая 4 круглых отверстия для прикрепления. Однако в коллекции П.М. Золина имеется и другая нашивная пластина, на этот раз – круглая, рис. 3.

    Рис. 2. Другая нашивная пластина и моё чтение надписей

    Вторая пластина имеет ошибочную подпись автора: «Боспорское царство, г. Пантикапей, золотой статер (подобные выпускал и Македонский). IV век до н.э.». Полагаю, что подпись относится к расположенному справа черно-белому изображению монеты. Что же касается данной пластины, то на ней также имеются четыре отверстия, так что перед нами - такая же пластина для нашивания на ткань.

    На ее верхнем фрагменте, очерченном черной рамочкой, можно прочитать надпись АРКОНА, ХРАМ МАРЫ. Это означает, что нашивная пластина предназначалась как метка для покойников. Ниже, на продолговатом фрагменте я читаю (с уменьшением в размере букв) слова: МИМ ЯРА. Полагаю, что на пластине помещено именно его изображение.

    На двух фрагментах ниже я читаю дату: ГОД ЯРА 302, или, иначе, ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1158. На бороде я читаю слова ЛИК ЯРА, а на шее – слово МАЯК. Таким образом, эта пластина нашивалась на ткани умершего мима Яра.

    Нашивки из золота – это как бы побочный продукт златокузнецов Арконы. А теперь я перехожу к исследованию скифских монет.

    Рис. 3. Нашивная пластина  IVвека до н.э. из Боспора

    Моё чтение надписей на монетах.

    По поводу монет Золин сообщает: «Со времен победы над Дарием Великая Скифия притягивала к себе все больше золота. И золотых монет на ее землях и у соседей чеканили все больше. И монеты отражали в той или иной степени реальный облик царей севернее Черного моря. По Интернету можно узнать о деяниях этих царей нашей державы или ее «особых территорий» (тогдашних оффшоров) типа Боспорского царства». – Первой я рассматриваю монету, изображенную на рис. 4.

    Левая рука всадника и верх его лука образуют слово МИМ, а верх конской гривы – слово ЯРА. Заметим, что на аверсах и римских монет доимператорской эпохи обычно изображался мим Яра. Теперь мне понятно, что началось всё с монет Арконы.

    Теперь мне понятно, что началось всё с монет Арконы. – Над правой ногой коня и далее вправо я читаю надпись ЯРА СКИФА, а далее, под брюшной частью коня – надпись ЯРА ХРАМ и АРКОНА, РУСЬ ЯРА. Но самое любопытное состоит в том, что единственная надпись, которая читается как-то странно: АТЛIА Б, при учёте неявных букв в этом слове выглядит как слово АРКОНА ЯРА.

    Единственно, чего я не смог прочитать – это названия номинала монеты, поскольку на изображении представлен только аверс монеты, но не ее реверс.

    Далее Золин пишет: «Если кто не верит, может присмотреться. И это в ряду изображений, связанных со Скифией во времена Филиппа и Александра Македонских. Вот изображение на монете боспорских царей».

    Рис. 4. Одна из монет боспорских царей и моё чтение надписей

    Википедия поясняет«Боспо́рское ца́рство (или Боспор) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в».

    В отношении города Википедия продолжает: «Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил — неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией».

    Рис. 5. Аверс той же монеты боспорских царей

    На рис. 5 я читаю: на лобной части шлема – слово СКИФИЯ, на бороде – слова ХРАМ ЯРА. Диагональная надпись на шлеме читается в обращенном цвете; тут написано СКИФ У в центре, и ЯРА РУСИ по бокам (два последних слова на врезке не показаны). Предлог У, насколько я понимаю, соответствует современному предлогу В, то есть, СКИФ В ЯРА РУСИ. А на двух верхних фрагментах я читаю слова: ХРАМ ЯРА, АРКОНЫ МИМ. Кроме того, тут написано под глазом слово МАЯК.

    На локонах бороды на правом фрагменте я читаю в обращенном цвете слово СКИЛ – имя мима Арконы и царя скифов. А чуть ниже, на волосах бороды и головы я читаю дату: ЯРА ГОД 304, то есть, ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1160. Наконец, внутри фрагмента, очерченного белой рамочкой, я читаю слова ЯРА АРКОНА.

    Это то, что официально считается IV-м веком до н.э. Иными словами, разница в данном случае составляет 16 веков.

    Рис.6. Реверс той же монеты

    На рис. 6 представлен реверс, видимо, той же монеты. На грифоне можно собрать буквы имени города, ПАНТИКАПЕЙ, а также прочитать в обращенном цвете достоинство монеты: ОДИН ЯНИЙ, то есть, ОДИН ЮНЫЙ (видимо, ЗОЛОТОЙ).

    Замечу, что слово ЯНИЙ обозначает ЮНЫЙ, то есть, НОВООБРАЩЕННЫЙ ПОСЛЕ ИНФЛЯЦИИ, чья стоимость обычно удваивалась против прежней.

    Рис. 7. Серебряная монета Скила

    Монета Скила.

    Таким образом, монета сообщила нам массу интереснейших сведений. Википедия пишет о Скиле: «Скил — скифский царь V в. до н. э, наследник и сын (от эллинки из Истрии) царя Ариапифа. Согласно сообщениям Геродота, мать его была гречанкой и научила Скила греческому (родному) языку и грамоте. Уже будучи царём, он выстроил в Ольвии большой дом, в котором «во всём жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю. Лоббировал торговые интересы Истрии на территории Скифского царства. В результате интриг ольвиополитов был лишён власти, и, согласно договоренности между Октамасадом и Ситалком, выдан скифам и казнён. Приблизительно начало правления датируется 465 г. до н. э. Убийство Скила можно датировать более определённо, а именно промежутком времени между началом царствования у одриссов Ситалка (ок. 447 г. до н. э.) и путешествием Геродота по Северному Причерноморью (ок. 445 г. до н. э.).

    Известны монеты Скила из Никония, а также монеты наместника (представителя) Скила в Ольвии Эминака (статеры последнего датированы П. О. Карышковским 460—440гг до н. э. (Карышковский П. О., 1988, стр.50))». В качестве образца приведена серебряная монета, изображение которой было передано на Викисклад пользователем В.А. Савелием 26 ноября 2005 года, рис. 7.

    Монета Савелия.

    На аверсе монеты изображена сова, глаза которой образуют очень крупные буквы С и О, тогда как промежуток между ними может быть прочитан как буква К слова СКОТИЯ. Остальные буквы располагаются поблизости: буква Т – справа от О, буква И – под правым глазом и буква Я – грудка и крыло птицы. Так что эта надпись не образует имени СКИЛ.

    На верхнем фрагменте очерченном черной рамочкой, я читаю слова В ЯРЕ ХРАМЕ, что весьма любопытно с точки зрения грамматики: вместо двух падеже, родительного и предложного современного выражения В ЯРА ХРАМЕ, здесь стоит два предложных падежа кряду. Внутри аналогичного фрагмента среднего уровня написано слово АРКОНА. Внутри нижнего фрагмента я читаю слова МИМ И ХРАМ ЯРА. Наконец, на боковых фрагментах и под ними я читаю слова ГОД ЯРА 300, иначе говоря, ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1156.

    На реверсе на первый взгляд изображены две большие буквы: греческая Сигма и латинская буква К, что дало повод Савелию отождествить монету наместником Скилом. Однако остальные буквы этому имени не соответствуют: Справа и выше от СК написана буква О, слева – буква Т, ниже – буквы И и Я. Все вместе они вновь образуют имя СКОТИЯ. А на диагональ буквы Я начертано слово РУСИЯ. Так получается полное название страны, РУСИЯ СКОТИЯ.

    Еще раз слова РУСИЯ СКОТИЯ можно прочитать внутри единственного выделенного мною черной рамочкой фрагмента. Так что перед нами – просто серебряная монета Руси Скотии, чеканенная в 300 году Яра в Арконе. Но не монета Скила.

    Рис. 8. Еще одна скифская монета с именем Атеуса и моё чтение надписей

    «Вообще говоря, имя СКИЛ означает в точности СКИФСКИЙ, ибо СК есть этническое имя, а ИЛ – местность. Эта надпись аналогична болгарской БЛ (БОЛГАР) и МЛ в надписи МЛГАР, что в окружении других звуков дает значения: БУЛГАР, БОЛГАР, БАЛКАР, МАЛКАР, что очень приспособлено к локальным тюркским языкам, где иногда сохраняется старое произношение наряду с новым, то есть Б’ЛГАР и БУЛГАР. Часть этнонима СК является очевидной частью двух этнонимов, скифов и саков, с их вариацией» – читаем мы на сайте [2] английское пояснение. И далее: «Конструкции типа ТЮРК-ЕЛ и ЭЛ-ТЕР весьма многочисленны в истории тюрков, ибо таков был обычай наименования правителей их этническим именем типа Эзгиль Кюль-эркин, Сибирский каган. Согласные звук СК появляются в ряде имён правителей: Скил, Скилур, Скилео, что указывает на сильную традицию в обозначении скифских титулов.

    Монета Атеуса.

    К той же самой морфологической группе принадлежит имя другого известного скифского вождя, известного по греческим источникам как Атеус. Его имя было АТА-ИЛ, «Отец страны», другая популярная тюркская конструкция, хорошо иллюстрируемая именем «Отца тюрок» Ататюрком, его предшественником Атиллой и многоими другими примерами для сопоставления. Кстати, Скифская земля между Дунаем и Бугом в поздней античности и в средние века называлась Атил Кижи, что буквально означает «Отчизна». Король, или в реальности глава конфедерации кочевников, означал понятие весьма чуждое грекам, которые снабдили Скифию их собственным понятием наследственного правителя земли Атил Кижи, или государства, которое означалось именем Аттил».  

    Рис. 9. Моё чтение реверса монете Атеуса в работе [4: 581-582]

    «Ateus (Ατεας, Atheas) – король скифов, живший на рубеже 4-5 вв. до н.э., создал сильное скифское королевство в области нижнего Буга и нижнего Дуная. В 339 году, в возрасте 90 лет, он был убит в бою Филиппом Македонским. Имя Ateus/Ateas/Atei (Ατεας, Atheas) является греческим искажением, определяющим другие искажения, которые делают историки и лингвисты для произношения на академическом уровне, и даже пытаются улучшить его, используя всякого рода диакритические значки типа Áţĥėãš, всё равно как приплюсовывая миллиметры к дистанции в два дня пути. Мы знаем, что Atails – не Atheas, а соединение имён: легенда называет его ATAILΣ, где ясно, что Ata + Il + Σ = корень "ОТЕЦ" + "Земля, страна, этнос" + греческий суффикс "Σ". Также ясно, что эта композиция испльзовалась в течение столетий или даже тысячелетия, со всевозможными комбинациями со словом АТА, включая Ататюрка и Эль-Териша Кагана, как наиболее известных. К сожалению, наши источники турецких надписей выполнены в греческом алфавите, комментарии к которым славянофила С.В. Рябчикова [3] не слишком поучительны».

    Моё чтение надписей на монете Атеуса.

    Эта монета мне уже встречалась и я читал на ней надписи в работе [4: 581-582]. Тогда меня интересовало, можно ли по-русски что-либо почитать на скифской монете. Изображение было контурным. Я цитирую соответствующий текст моей работы на указанных страницах.

    В энциклопедии «Славянский мир» В.Д. Гладкого говорится: «Основная территория расселения скифов – степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым…Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III века н.э. и было уничтожено готами» [5,с. 628]. Там же приводится и изображение скифской монеты. Поскольку прорись этой денежной единицы сделана на высоком уровне, я имею возможность произвести ее эпиграфический анализ. На аверсе я читаю верхнюю часть копны волос в обращенном цвете как слово СКИЛУР – известное имя скифского царя. Ниже в прямом цвете можно прочитать слово СКИФ. Завитки волос возле уха образуют надпись РУСЬ СКИФА – ЯРА РУСЬ. Перед носом Скилура находится небольшая надпись ЯРОВ а глазница при повороте вправо на 900 содержит буквы слова СОКОЛ. Таким образом, Скилур рассматривается как сокол Яра. Хочу напомнить, что СОКОЛ – это зооморфная ипостась Яра, так что быть «соколом Яра» означало быть ипостасью самого Яра. Кончик носа и ноздря могут быть прочитаны, как слова ЛИК СКИФА. Любопытные надписи таит штриховка левого края монеты. Тут читается довольно пространный текст: МАГ И МУЖИК, МОРЯК И ПИРАТ СКИЛУР, ЯРА КАГАН. Удивительно, что слово ПИРАТ было известно еще в первом тысячелетии до н.э. С другой стороны, Скилур в таком случае был самого плебейского происхождения, «из мужиков». Но стал первым лицом государства, а первое лицо носило тогда титул КАГАН. Естественно, что каган должен был быть помазанником божьим, в данном случае бога Яра. А на верхней кромке монеты штриховка прячет слова БРАТ-ПИРАТ. Таким образом, «послужной список» Скилура весьма поход на список князя Рюрика.

    На реверсе я читаю справа налево надпись: ЙА ЙАТА, то есть, Я ВЗЯТА. Радость изготовителя по поводу того, что данная монета нашла свое применение, видимо, говорит о том, что скифские монеты брались окружающими народами неохотно. Под основной явной надписью располагается первая неявная: ЯРА РУСЬ. Это означает, что Скифия входила в тот пояс, куда относятся страны бассейна Средиземного моря, включая Северную Африку и Аравийский полуостров. На штриховке в левой, противоположной части монеты можно прочитать слова: ЯРА РУКА – ПОРУКА. Яр как античная ипостась ведического русского бога Рода, таким образом, являлся и покровителем скифов. На лице всадника можно прочитать слово СКИФ, на морде лошади – ЯРА РУСЬ, на ее гриве – слово СКИФИЯ как название страны. Наконец, хвост и ноги лошади (в движении справа налево) образуют надпись: ПУЛЪ-ДИНАРИЙ (или ДЕНАРИЙ – слоговые знаки руницы могут означать и ДИ и ДЕ), а штриховка над поднятой передней ногой лошади может быть прочитана как СТАН СКИФСКИЙ.

    Просуммировав, получаем явные слова ЙА ЙАТА, а также неявные – ЯРА РУСЬ. ЯРА РУКА – ПОРУКА. СКИФ, ЯРА РУСЬ, СКИФИЯ. ПУЛЪ-ДИНАРИЙ, СТАН СКИФСКИЙ. СКИЛУР – СКИФ. РУСЬ СКИФА – ЯРА РУСЬ. ЯРОВ СОКОЛ. ЛИК СКИФА. МАГ И МУЖИК, МОРЯК И ПИРАТ СКИЛУР, ЯРА КАГАН БРАТ-ПИРАТ. Итого, на 2 явных скифских слова, начертанных справа налево, приходится 34 неявных русских слова. Так что монета подтверждает сделанные ранее предположения.

    Рис. 10. Новое чтение надписей на той же монете

    Теперь я имею перед собой не контурное, а черно-белое изображение с градацией тонов. Тем самым, я имею возможность прочитать те фрагменты фона, которые мне были недоступны в контурном варианте изображения.

    Попробуем прочитать надписи на фоновой поверхности. Итак, на двух верхних фрагментах в области темечка изображенного персонажа в обращенном цвете я читаю слова: ЯРА МАРЫ ХРАМ. (Храм Яра отвечает за выпуск знаков размещения вклада, храм Мары – за изображение лица покойного мима Яра). Перед лбом в обращенном цвете можно снова слова МАРЫ ХРАМ. Это, так сказать, обычные, рядовые надписи.

    А под носом перед губами я нашел ту надпись, которую искал специально: ГОД 300 ЯРА И РОДА. Опять же это соответствует надписям на других монетах, ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1156. А на глазах я читаю столь же ожидаемую и столь же понятную надпись МИМ ЯРА. Имеется также надпись на опушке шлема (либо на нижних прядях выбивающихся из-под шлема волос): АРКОНА. А на фоне под обрезом шеи, в обращено цвете можно прочитать еще четыре слова: МАРА ЯРА, РУСЬ ЯРА.

    Таковы надписи на аверсе. А на реверсе на двух верхних фрагментах я читаю в обращенном цвете СЛАВЯНИН СКИФ СКИЛУР, что опровергает предположение о том, будто бы скифы были тюрками, несмотря на то, что у них могли быть тюркские имена (но у жителей современной России в большинстве имена римские и греческие, из чего нельзя сделать вывод о том, что наше население состоит из римлян и византийцев). Кроме того, подтверждается первоначальное чтение имени Скилура на данной монете. Наконец, внизу я читаю в обращенном цвете надписи ХРАМ ЯРА МАРЫ и СКИФСКИЙ ХРАМ РУЯНЫ АРКОНЫ.

    Итак, перед нами – монета Скилура. О Скилуре Википедия говорит следующее: «Скилур (др.-греч. Σκίλουρος — предполож. от skidura — режущий, победоносный) — царь Тавроскифии, время царствования которого ориентировочно: начало — до/ок. 130 г. до н. э., смерть — 114/113 гг. до н. э. При нём Скифское государство простиралось на всей территории степной Тавриды до Днепра и Южного Буга. На месте существовавшего поселения основал новую столицу — Неаполь Скифский. Согласно Страбону, основал городки-крепости Палакий и Хаб. Провел ряд удачных военных кампаний (против «пиратствующих сатархеев»). Присутствие большого количества эллинов в Неаполе позволило некоторым ученым допустить, что при Скилуре Тавроскифия была монархией эллинистического типа, то далеко не общепризнано. Однако, анализ отдельных эпиграфических памятников дает веские основания для подтверждения концепции «… о циркумпонтийском единстве, сложившемся в эллинизме. Начало этому процессу явно положил Александр Великий своей искусной политикой слияния мира Запада и Востока, которой и следовали последующие поколения монархов как Малой Азии, так и Северного Причерноморья». Все, что мы знаем о нём известно из сочинений Плутарха, Страбона и археологических раскопок. При раскопках Неаполя Скифского были обнаружены останки II века до н. э. с царскими регалиями, весьма похожие на останки царя Скилура. Изучение показало, что это был крепкий, сильный человек, погибший примерно в 45 лет. Череп был с искусственной деформацией свода, которая была присуща царским скифам, перевязывавшим головы младенцев»

    Рис. 11. Еще одна монета Скилура и моё чтение надписей на ней

    В статье Википедии, посвященной Скилуру, имеется изображение еще одной монеты с изображением Скилура, переданной на Викисклад 22 октября 2009 года неким Василием 7. Подпись гласит: «Портрет Скилура на монете Ольвии».

    Полагаю, что опять, основанием для чтения надписи на монете «СКИЛУР» послужила надпись С на аверсе (греческая СИГМА). На самом деле, как и в предыдущем случае, тут написано слово СКИФ (буква К справа, буква И чуть левее, буква Ф в виде углубления под буквой К). А левее и ниже написано слово СКИЛУР. Следовательно, это действительно монета Скилура.

    Внизу под шеей я читаю слово АРКОНА. Кроме того, слева, внутри обведенного черной рамочкой фрагмента, я нахожу мужской лик анфас с усами и окладистой бородой, но с очень мелкими дырочками глаз. На лбу лика можно прочитать слово МИМ, на глазах – слово ЯРА. А на бороде я читаю слова ХРАМ МАРЫ, а в самом низу – наиболее важное сообщение, дату ГОД ЯРА 301, что соответствует ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1157. Так что все нужные надписи найдены.

    А теперь я перехожу к исследованию следующей монеты

    Рис. 12. Монета скифского царя Фарзоя (Борзова) 1 век н.э.

    Монета Фарзоя.

    О ней Золин ничего дополнительно не сообщает, но в скобках поясняет, что Фарзой – это, возможно, Борзов. – Любопытно! Монета представляет правый профиль мужчины в шлеме, с усами и бородкой. На легенде слева за шлемом я читаю слова: ХРАМ ЯРА РОДА, что, вообще говоря, является стандартной надписью.

    Но на фрагменте справа, перед лбом мужчины, я читаю слова МАРОВА МАСКА, АРКТОРУСЬ. Последнее слово было для меня полной неожиданностью. Неужели скифы сохранили память о старой Руси – об Аркторуси? – Выражение МАРОВА МАСКА означает ИЗОБРАЖЕНИЕ УМЕРШЕГО. Надпись продолжается в промежутке между этим и более низким фрагментом словами И МИМ АРКОНЫ, а внутри очерченного черной рамочкой нижнего фрагмента я читаю текст ГОД ЯРА и еще ниже цифру 300. Эта дата в пересчёте на годы от рождества Христова даёт цифру 1156 год.

    По сути дела, всё, что хотелось бы узнать от данной монеты, уже прочитано. Однако я продолжаю чтение. Так, штрихи на шлеме образуют слово АРКОНА, два фрагмента на щеке и на носу приводят к чтениям ЯРА МАРА, два фрагмента на шее можно прочитать как слова МАСКА МАРЫ ЯРА, три нижних фрагмента создают текст МИМ ЯРА РОДА, и, наконец, левый нижний фрагмент – это слова ХРАМ МАРЫ.

    К сожалению, больше ничего интересного на этой монете я не обнаружил. Википедия пишет о Фарзое: «Фарзой – царь сарматов, предположительно аорсов или(и) роксоланов. Возглавлял значительное сарматское объединение в Северном Причерноморье в 60-е - 70-е годы, контролировал город Ольвию. В Ольвии чеканили монеты Фарзоя с легендой ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΑΡΖΟΙΟΥ, портретом царя и его тамгой (личным знаком). По вычислениям Карышковского, Фарзой начал чеканить свое еще не датированное им золото в середине, а может быть, и в конце 50-х годов, а завершил эту эмиссию двадцатилетием спустя в 70-е годы (не позднее 82 г.). После Фарзоя царствовал Инисмей».

    В этой же статье помещено изображение монеты: «Царь Фарзой на монете из Ольвии».

    Рис. 13. Вторая монета Фарзоя и моё чтение надписей

    Вторая монета Фарзоя.

    Вторая монета Фарзоя была предоставлена на Викисклад тем же Василием 7 12 октября 2009 года, на 10 дней раньше, чем монета Скилура. Помимо изображение мужского лика в правый профиль, в центре монеты имеется фрагмент, обведенный черной рамочкой, внутри которого я читаю слово ФАРЗОЙ. Внутри того же фрагмента я читаю и слово АРКОНА.

    Справа я изобразил ту же монету в обращенном цвете. На ней я выделил два фрагмента, внутри которого я смог прочитать слова РОСИЯ СКОТИЯ. И на этой монете внутри фрагмента, обведенного белой рамочкой, я прочитал слова ГОД ЯРА 300, что означает В ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1156. Так что все нужные надписи тут также найдены.

    Но вернемся к основной статье Золина.

    Рис. 14. Фарнак сын Митрида, царь Боспора, и моё чтение надписей на монете

    Монета Фарнака.

    Здесь я рассматриваю монету в прямом и обращенном цвете. В обращенном цвете волосы мужского лика в правый профиль, с прекрасным изображением молодого человека без усов и бороды, образуют слова: ТО ИЩИ В АРКОНЕ В ХРАМЕ МАРЫ. А на вершине прически можно прочитать другие слова: РОДА ХРАМ ЯРА.

    На фрагментах перед лбом и носом я читаю слова МИМ ЯРА РОДА. На фрагменте, расположенном на щеке, я прочитал имя персонажа, ФАРНАК. Но наиболее интересную надпись я прочитал внутри нижнего левого фрагмента и справа от него: ГОД ЯРА 300, что означает: В ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1156. Так что и тут все нужные надписи тут также найдены.

    Рис. 15. Вторая монета Фарнака и моё чтение надписей

    Вторая монета Фарнака.

    На рис. 15 изображена вторая монета Фарнака. Изображение самого Фарнака соответствует более зрелому возрасту, на середине его причёске можно видеть изображение львиной морды анфас. На верхней части этого лика животного можно увидеть надпись СКИФ. А чуть ниже на прическе я читаю надпись ЯРА ГОД 300, что опять соответствует надписи В ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1156. Наконец, в самом низу прически я читаю имя персонажа, ФАРНАКА и, на самой нижней горизонтальной линии – надпись мелкими буквами, слова САРМАТ ЯРОВЫЙ. Из нее ясно, что сарматы представляли собой некоторую разновидность скифов.

    Последняя надпись, которую я читаю на самой вершине монеты – это слова ЯРА МАСКА, которые говорят о том, что, скорее всего, перед нами – портрет живого Фарнака.

    Но кто такой Фарнак? Википедия даёт нам такое решение: «Фарнак (греч. Φαρνάκης) — имя двух правителей Понтийского царства. Фарнак I — царь Понтийского царства, правивший в 190 до н. э. — 159 до н. э. Фарнак II — царь Понтийского царства и Боспора, правивший в 63 до н. э. — 47 до н. э. Фарнак был сыном знаменитого Митридата VI Евпатора, которому с 108 до н. э. принадлежало Боспорское царство. По свидетельству Аппиана, Митридат ценил его выше всех своих детей и часто заявлял, что Фарнак будет преемником его власти». Полагаю, что речь идёт о втором Фарнаке.

    Рис. 16. Полемон, царь Боспора и моё чтение надписей

    Монета Полемона.

    Здесь волосы основного персонажа ниже того места, где они просто сливаются в бело-желтое месиво, образуют слова РУСИЯ СКОТИЯ, что уже в который раз подтверждает подлинное название этой страны. Чуть выше и чуть ниже эти слов я читаю надпись МИМ ЯРА. А внутри фрагмента, очерченного черной рамочкой, написано слово СКИФ.

    Ниже можно прочитать слова РУЯНА, АРКОНА. А искомые мной слова я обнаруживаю внутри фрагмента, обведенного черной рамочкой под шеей. Здесь я читаю слова: ГОД ЯРА 330. Это соответствует несколько иной дате: В ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1186, но всё равно это XIIвек.

    Википедия упоминает: «Полемон I (38 до н. э. — 8 до н. э.) — царь Понта и Боспора и Полемон II Понтийский — последний царь (23г. - 64г.) Понта». В данном случае речь идёт, видимо, о Полемоне Втором.

    Боспорское царство. О нем Википедия сообщает следующее: «Боспо́рское ца́рство (или Боспор) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Боспорское царство — известно от греко-римских историков.

    Летоисчисление. На боспорских монетах можно увидеть даты особой Боспорской системы летоисчисления, по которой точкой отсчёта т. н. Боспорской эры был 297/6 г. до н. э. — это время совпадает со временем правления сыновей Евмела. Но события, которые послужили причиной введения новой системы летоисчисления, едва ли были связаны с самим Боспором. Они, как и сама система (которую мы, таким образом, лишь условно можем называть Боспорской) были, видимо, отражением нововведений Понтийского царства.

    На Боспоре систему ввёл, вероятно, Митридат VI Евпатор, при котором Боспор стал частью всепонтийского государства. Таким образом, эта (скорее, Понтийская) эра летоисчисления была создана в свою очередь по образцу эры соседнего с Понтом государства Селевкидов, но за начало отсчёта в Понте (и, т. о., на Боспоре) была взята дата на 15 лет позже: Селевкиды считали первым годом — 312 г. до н. э. (по Бикерману).

    Такое заимствование, вероятно, отражает интенсивность связей державы Селевкидов с Понтийским царством для IV—III в.в. до н. э., косвенным результатом которого, таким образом, и стало впоследствии введение на Боспоре своей системы летоисчисления». И Википедия приводит карту роста Боспорского царства, рис. 17

    Рис. 17. Экспансия Боспорского царства

    Окончание статьи Золина.

    «Это скифы, о силе которых во времена Македонского свидетели сообщали немало подробностей. Северяне, по словам сподвижника Александра — Пармениона, поражали своим внушительным видом: «... днем, прежде всего, увидишь бегущие на тебя страшные лица скифов и бактрийцев, их косматые бороды и нестриженные волосы, еще их огромный рост и мощные тела...». Об этом официозная наука, особенно западная, помалкивает (нет этих сюжетов в учебниках, популярных книгах и общественном сознании)».

    К большому сожалению, размер данной статьи не позволяет мне рассмотреть еще 8 монет из статьи Золина, а также несколько других артефактов. Полагаю, что я еще вернусь к этой теме позже. Однако уже рассмотренного мне хватит на то, чтобы сделать ряд обобщений.

    Обсуждение.

    В моей статье [6] я попытался подтвердить мнение А.Т. Фоменко, который писал: ««Об этом удивительном эффекте уже говорилось в книге [1]. Здесь же мы дополним эти наблюдения новыми соображениями. Считается, что античный Рим чеканил прекрасную золотую монету. Затем чеканка золота стала сокращаться и в VIII веке н.э. практически прекратилась по всей Европе. Это «отсутствие золота» длилось вплоть до XIII века, а в некоторых странах Европы – даже до XV века».

    В конце статьи я пришел к такому выводу: «Моё чтение надписи на реверсе монеты Пакациана является решающим экспериментом. При этом необходимо учесть следующее:

    1)      Выбор монеты был произведен не мной и не А.Т. Фоменко, а анонимным автором Википедии, так что мой субъективизм в выборе объекта исследования исключается.

    2)      Данный пример был приведен ПРОТИВНИКОМ Фоменко как весьма серьезное доказательство ПРОТИВ его концепции о том, что золотые римские монеты якобы второго века нашей эры являются на деле монетами 12-го века н.э.

    3)      Уже сама легенда на реверсе гласит: ВЕЧНОМУ РИМУ – ТЫСЯЧА И ОДИН ГОД, что явно свидетельствует в пользу Фоменко.

    4)      Однако, сторонниками академической хронологии приводится иная атрибуция: от создания Рима. Действительно, атрибуция в саму легенду не входит.

    5)      Тем не менее, найденная мною надпись SECULO XII ANNO DOMINI содержит такую атрибуцию и означает XII ВЕК ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».

    Теперь получается, что ВСЕ проанализированные мною артефакты (3 нашивки и 12 монет) БЫЛИ ДАТИРОВАНЫ, и перевод датировки по Яру в датировки по Христу показывает, что перед нами все скифские изделия были изготовлены в середине (и только одна – в конце) XII века. Иными словами, предположение Фоменко оказалось применимым не только к римским, но и к скифским монетам.

    Но если так, то, сказав А, следует сказать и Б. Иначе говоря, наши предки-скифы были современниками не древних греков, а византийцев периода их расцвета. Если считать, что последние века Византийской империи не были сдвинуты в хронологии, то их основные деяния были такими, как сообщает Википедия: «Иоанн II Комнин (император в 1118—1143 годы) вел активную экспансионистскую политику. Отвоевал у турок часть византийских территорий, завоеванных ими раннее. Принудил Антиохийское княжество к принесению вассальной клятвы (последняя была формальной). В 1142 г. Иоанн Комнин намеревался вновь идти войной на Антиохию с целью получения реального контроля над антиохийским княжеством, но смерть не позволила ему реализовать этот план. Укрепление государства и армии позволило Комнинам отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значительную часть Малой Азии, установить суверенитет над Антиохией. Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет Византии (1164) и утвердил свою власть в Сербии. Но в целом положение продолжало оставаться тяжёлым. Особенно опасным было поведение Венеции — бывший чисто греческий город стал соперником и врагом империи, создавал сильную конкуренцию её торговле. В 1176 византийская армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах Византия была вынуждена перейти к обороне.

    Политика Византии в отношении крестоносцев заключалась в связывании их предводителей вассальными узами и возврате с их помощью территорий на востоке, но особого успеха это не принесло. Отношения с крестоносцами постоянно ухудшались. Как многие из их предшественников, Комнины мечтали восстановить свою власть над Римом, будь то посредством силы или путём союза с папством, и разрушить Западную империю, факт существования которой всегда представлялся им узурпацией их прав. Особенно старался осуществить эти мечты Мануил I. Казалось, что Мануил стяжал империи несравненную славу во всём мире и сделал Константинополь центром европейской политики; но когда он умер в 1180 году, Византия оказалась разорённой и ненавидимой латинянами, готовыми в любой момент напасть на неё. В то же время в стране назревал серьёзный внутренний кризис».

    Из этой краткой заметки видно, что примерно до середины XIIвека Византия были сильным государством, говорившим на греческом языке. И если скифы выстраивали свою политику с ориентацией на Византию, а не на Рим, то они должны были усвоить греческий язык как язык международного общения на землях в сфере интересов Византии.

    Конечно, можно предположить, что монеты чеканились в XIIвеке, но в честь царей, живших во времена Александра Македонского. Однако, с одной стороны, нашивки имеют ту же дату и никак не связаны с древними царями. С другой стороны, Крым от Арконы и острова Руяны весьма далёк, и если бы Аркона не была разрушена, а ее мастера не разбрелись по разным странам и не осели в Крыму, то изделия такого высокого уровня не смогли бы появиться в Припонтийской Скифии. То есть, видимо, рассмотренные цари (они же мимы Яра) разных городов-государств Крыма жили действительно в XIIвеке.

    Если принять эту точку зрения, то получается, что наши литераторы в ХХ веке совершенно правильно вспоминали о наших предках скифах, чьим языком был русский.

    Еще один вывод, который вытекает из данной статьи – это вывод о том, что каждый из царей Припонтийской Скифии был отодвинут западной историографией от реального XIIвека на разное количество веков и лет вглубь истории, то есть, единого интервала хронологического сдвига нет.

    Наконец, если «древнегреческие» историки упоминали в своих работах об этих скифских царях, то сами историки жили никак не раньше XIIвека н.э. Иначе говоря, подтверждается одна из парадоксальных, но очень интересных мыслей А.Т. Фоменко: «античность – это Средневековье».

    Заключение.

    Мне понятно, почему мои оппоненты так ополчались на меня за чтение неявных надписей на римских монетах. Уже это подтверждало неверность академической датировки античности. Кроме того, они понимали, что римскими монетами я не ограничусь. И они не ошиблись. Скифские монеты наносят сильнейший удар по общепринятой хронологии.

    Однако, разумеется, необходимы и другие подтверждения, которыми я постараюсь заняться.

    Литература

    1. Золин П.М. Скифы времен Македонского // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11219, 18.05.2004
    2. Тюркские письменности – свод надписей. Скифы. Опубликовано по адресу: http://www.s155239215.onlinehome.us/turkic/30_Writing/Scythians_Ru.htm
    3. Рябчиков, С.В. Тмутараканские граффити. – Краснодар : Стиль, 2000.
    4. Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирилла, сборник статей учёных XIX-ХХ вв. и нынешнего времени с комментариями автора. – М.:, Альва первая, 2007. – 672 с., ил
    5. Гладкий В.Д. Славянский мир I-XVI века. Энциклопедический словарь. М., «Центрполиграф», 2001, 895 с.
    6. Чудинов В.А. Когда в Риме появились золотые деньги, 5 с. Сайт chudinov.ru от 13 января 2013 года
    7. Фоменко А.Т. Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии (распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических наблюдений). - М.: изд. МГУ, 1990

Комментарии:

Зухра
14.06.2017 18:06
Огромное спасибо!Вы открыватель истины.

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову