Якобы чисто римский древний Крым

Чудинов Валерий Алексеевич


Археологи привыкли связывать древний Крым с Грецией и Римом, и каждая новая находка как бы подтверждает эти выводы. Но так ли это?  Однако, начнём, отбросив всякие сомнения, просто подтверждать мнение археологов.

Оглавление:
  • Сельская усадьба римского времени.
  • Древнее водохранилище.
  • Алтарь Девы.
  • Античные артефакты в Херсонесе.
  • Доказательства римской принадлежности.
  • Якобы древнеримская крепость Харакс.
  • Михаил Иванович Ростовцев.
  • Баня.
  • Артефакты из Харакса.
  • Якобы фракийский всадник.
  • Календская тропа.
  • Античный мост.
  • Караньские высоты.
  • Храм Юпитера в Балаклаве.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Сельская усадьба римского времени.

    Рис. 1. Артефакт, найденный на сельской усадьбе римского времени

    О ней можно узнать из заметки [1]. Первое, что меня заинтересовало, это фигурка человечка, подписанная так: «Один из экспонатов, найденных на раскопках сельской усадьбы времен Римской империив Крыму». И я решил найти на ней подтверждение: латинские надписи, которые пояснили бы мне, кто именно изображен на фигурке.

    Я увеличил изображение, и прочитал на голове статуэтки такие слова: 35 АРКОНА ЯРА. ВОЙСКО ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА ХРАМА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ВОЙСКО ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ.  Надпись сделана русскими буквами (рунами Рода), и на русском языке, а Великий Новгород никогда не был римским городом.       С какого перепуга археологи отнесли эту фигурку к изделиям римлян. 

    Но, возможно, я чего-то не понял? – Поэтому я читаю дальше: РУСИ РИМА ЯРА РЮРИКА. – Вот, казалось бы, указание на Рим. Однако РИМ ЯРА РЮРИКА – это ЗАПАДНЫЙ КАИР, который к италийскому Риму никакого отношения не имел. И далее:  ВИМАН ЯРА И МАРЫ МИМА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА ДИСКОЛЁТОВ И САМОЛЁТОВ ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА). Так что, скорее всего, археологи запутались в Римах, приняв Рим Рюрика за столицу Римской империи.        

    Надписи имеются и на груди воина. Тут в обращённом цвете я читаю: ВИМАН, в прямом цвете – ВОИН ХРАМАМАРЫ. Так что это – вовсе не рядовой римлянин, а воин эпохи Рюрика.

    А что говорит по этому поводу сама заметка [1]? – Вот что: «СИМФЕРОПОЛЬ, 17 ноя – РИА Новости Крым. Артефакты, обнаруженные при раскопках сельской усадьбы времен Римской империи на месте строительства трассы "Таврида", будут переданы в ряд музейных учреждений Республики Крым. Об этом РИА Новости Крым сообщил руководитель Крымской новостроечной археологической экспедиции Института археологии РАН Сергей Внуков. © Фото с сайта института археологии РАН От каменного века до каменного моста: ТОП-7 археологических находок на трассе "Таврида" Как рассказал специалист, ученые Института археологии РАН при раскопках поселения "Городище 11 километр" под Керчью в зоне строительства автодороги "Таврида" обнаружили сельскую усадьбу времен Римской империи. Здесь жили представители "среднего класса" Боспорского царства. Остатки зданий и многочисленные артефакты позволяют судить о быте и культуре сельского населения Крыма в I веке нашей эры».

    Однако данная фигурка не относится к Риму и датируется IXвеком. Как на её основании можно делать вывод о          том, что Крым принадлежал Риму? – Мне могут возразить: «Это случайный артефакт, фотография которого ошибочно попала в данную статью». – Допустим, что так. Тогда рассмотрим иной артефакт, некий сосуд с крышкой, сфотографированный сверху, рис. 2. Подпист под рис. 2 в заметке такова: «Один из экспонатов, найденных на раскопках сельской усадьбы времен Римской империи в Крыму»

    Рис. 2. Артефакт в виде сосуда, найденный там же, и моё чтение надписей

    И опять, к моему искреннему удивлению, на нём нет ни одного латинского слова.

    На сосуде я читаю сначала на кольце вокруг крышки, начиная снизу. Сначала крупными буквами тут написано: МАСКА МИМА, потом более тёмными, но меньшего размера буквами, написаны слова: ВИМАН ВОИНОВ 35 СТАНА ВИМАН МАРЫ, что опять-таки означает: ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ СТАНА ВОИНОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, что, однако вполне согласуется с надписью на фигурке воина.

    Но дальнейшие слова на кольце, написанные крупными буквами, удивляют, ибо они говорят: С МАРСА. Каким образом сельская усадьба времён Римской империи в Крыму контактировала с Марсом? Это было невозможно! – Но не ошибся ли я? Ряд слов виден над крупом кентавра, однако они лишь повторяют сказанное: С МАРСА МИМА РЮРИКА РУСИ МАРЫ, и последнее слово написано под копытами кентавра: МАРСА. Из этой последней подписи следует, что на Марсе находилась ещё одна Русь Мары Рюрика, и что кентавр был её символом.

    И очень слабо (а потому я не выношу эти слова на поле дешифровки) подписано тело кентавра: на верхней части крупа лошади – МИР РУСИ МАРЫ ЗЕМЛИ (где буква «З» образована выделенной частью тела справа от хвоста, включая ноги), а на человеке – МИР РУСИ МАРЫ и над передними ногами – МАРСА. Для меня, честно говоря, символика Марса в виде человеческой части кентавра, а символика Земли – в виде лошади, возбудила удивление, ибо я был о землянах тысячелетней давности более высокого мнения. Но видимо, марсиане оказались и умнее, и человечнее землян.

    Так что и второй артефакт никак не подтвердил римскую принадлежность раскопанного участка, равно как и его сельское происхождение. 

     

    Рис. 3. Обломок двух фигурок и моё чтение надписей

    И опять можно сослаться на случайность, хотя теперь вера в неё стала гораздо меньше. Но обратимся для проверки к третьему примеру, чтобы всё-таки подтвердить правоту археологов. Не может быть, чтобы и третий пример был с чисто русскими подписями, хотя если источник, то есть казарма воинов Рюрика Великого Новгорода и была реальным объектом раскопок, а не сельская усадьба,  то и третий пример должен быть русским.

    Рисунок 3. подписан авторами заметки так же: «Один из экспонатов, найденных на раскопках сельской усадьбы времен Римской империи в Крыму». На нём мы видим две фигуры с отсутствующими головами. Скорее всего, слева изображена женщина в             некоем платье, а справа – обнажённый мужчина. На обломке шеи женщины я читаю русскую подпись: СТАНА ХАРАОНА МАСКИ МАРЫ, что на современном русском языке означает: ВОИНСКОГО СТАНА ХАРАОН РЮРИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ УМЕРШИХ  (ВОИНОВ). Так что и в этом случае мы получили сходный результат.

     

    Рис. 4.  Нечто вроде напёрстка и моё чтение надписей 

    Остался последний артефакт, рис. 4, который назван опять-таки, как «Один из экспонатов, найденных на раскопках сельской усадьбы времен Римской империи в Крыму». Здесь под верхним венчиком справа можно прочитать слова: ХРАМА МАРЫ МИМА РЮРИКА ВОИНОВ МАРЫ ВОЙСКА ХАРАОНА, что не только написано рунами Рода и по-русски, но и означает принадлежность данного артефакта ХРАМУ МАРЫ ЖРЕЦА РЮРИКА и ВОИНАМ ВДВ ВОЙСКА ХАРАОНА. И опять мы видим повторение текста всех трёх предыдущих артефактов. Иначе говоря, археологи ошиблись в каждом артефакте, что случайностью объяснить никак нельзя. 

    И поэтому середина заметки звучит как полная некомпетентность специалиста: «Эта усадьба очень показательна для той эпохи, она хорошо демонстрирует быт среднего боспорца. При раскопках мы не обнаружили ни дорогих импортных вещей, ни золотых или серебряных монет, ни предметов роскоши, но была найдена посуда, инструменты, недорогие украшения, статуэтки, в том числе терракотовые марионетки с подвесными руками и ногами. Их можно назвать "эллинистическими Барби"; это были детские игрушки", – отметил Внуков.

    По словам Внукова, усадьба появилась здесь в середине I века нашей эры. В эту эпоху Боспорское царство, которое занимало тогда Восточный Крым, Таманский полуостров и низовья Дона, оправилось от периода войн и конфликтов и переживает экономический подъем. Боспорский хлеб идет на экспорт в города южного побережья Черного моря и Малой Азии, осуществляется интенсивная торговля с кочевниками северного Причерноморья. "Сейчас идет обработка археологических находок. Они будут переданы в Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Феодосийский музей древностей и Центральный музей Тавриды", – рассказал руководитель экспедиции». 

    О каком «среднем боспорце» идёт речь, когда все находки относятся к середине IXвека, а не к Iвеку новой эры! – И  далее я перехожу к другой заметке, в которой имеется только одна фотография, рис. 5.            

     

    Рис. 5. Найденные археологами горшки и моё чтение надписей

              Догреческая керамика. О ней пошла речь в заметке [2]: «Археологи раскопали несколько поселений и некрополей на месте строительства Керченского моста, которые доказывают, что цивилизация на Таманский полуостров пришла еще до древних греков.

    СИМФЕРОПОЛЬ, 14 окт — РИА Новости (Крым). В рамках археологических раскопок, которые проводятся на месте строительства Керченского моста на Таманском полуострове, ученым удалось сделать сенсационные открытия. Как сообщает информационный центр "Крымские мост", материалы раскопок опровергают ранее существовавшую историческую теорию заселения Таманского полуострова. "Материалы этого года просто переворачивают всю историю. Например, считалось, что когда греки прибыли на Таманский полуостров, здесь была пустынная территория, на которой никто не жил. Материалы, полученные в ходе раскопок, это опровергают. Мы раскопали несколько поселений и некрополей предгреческого времени. То есть к моменту прихода греков здесь была хорошо заселенная территория: люди здесь жили постоянно", — рассказал начальник Восточно-Боспорской археологической экспедиции Института археологии РАН Николай Сударев.

    Активная работа по сохранению объектов археологии в зоне будущего строительства моста в Крым и подходов к нему началась более полугода назад. К подробному изучению памятников прошлого привлечены сразу несколько экспедиций под руководством ведущих российских ученых.

    Планируется, что археологические раскопки будут проходить до первого снегопада и продолжатся с приходом теплого времени года. Ученым предстоит обследовать еще несколько участков на Таманском полуострове, в том числе на территории будущего строительства автомобильной дороги-подхода к мосту через Керченский пролив».

    Прежде, чем дать моё мнение по поводу данной заметки, я хотел бы прочитать надписи хотя бы на ближайшем горшке. При этом первое слово внутри первого выделенного мной фрагмента на венчике я читаю в прямом цвете, а остальные фрагменты (на венчике и на тулове) – в обращённом, ибо они написаны более светлой по сравнению с фоном краской. Текст тут таков: ХРАМ МАРЫ ХАРАОНА РИМА РЮРИКА ВОИНОВ ВИМАН РИМА МАРЫ, что на современном русском языке означает: ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА ХАРАОНА РЮРИКА ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗАПАДНОГО КАИРА. Иначе говоря, этот текст весьма близок к прочитанному ранее на артефактах якобы из сельской местности боспорцев римского времени. Опять речь идёт о IXвеке н.э., а вовсе не о начале нашей эры.

    И теперь я готов похвалить догадку археологов:  действительно, до прихода греков здесь размещались гарнизоны войск Рюрика. Ибо греки, судя по всему, пришли позже IXвека н.э., когда и начались поселения «боспорцев римского времени», ибо римская античность как раз и начинается с первого века Рождества Христова, то есть, с 1086 года.

    И далее переходим к третьей заметке.

     

    Рис. 6.  Вид на древнее водохранилище и моё чтение надписей          

    Древнее водохранилище.

    Я прочитал о его раскопке в заметке [3]: «Археологи рассказали об уникальной находке на Таманском полуострове, которая противоречит современным представлениям об истории края. Во время раскопок античного поселения обнаружены материальные свидетельства обитания на этом месте представителей более древней культуры. Найденные артефакты относятся приблизительно к VIII веку до нашей веры (?! – В.Ч.) и говорят об очень высоком уровне развития людей, которые их создали. Почти три тысячи лет назад найденные каменные колодцы спасали от засухи жителей большого  по тем меркам поселения на Таманском полуострове. Археологи утверждают, что и сейчас, спустя тысячи лет, своеобразное водохранилище может функционировать.

    Как сообщает "ТВ Центр", находку историки уже называют сенсацией. Долгое время считалось, что развитые города здесь строили только древние греки. Найденные артефакты доказывают – местные племена основали большие  поселения на три-четыре века раньше. "Эта керамика (см. видео) — VIII век до нашей эры. Человека этой культуры, меотов, здесь ещё не видели", - говорит археолог Людмила Соколова.

    Остальные находки относятся к хорошо изученному историками античному периоду. Особенно много артефактов на территории бывшей винодельни.  Хорошо сохранившиеся кувшины для вина, масла и ещё десятки предметов домашней утвари. Почти все произведено греческими мастерами – Тамань была выгодным рынком сбыта для древних греков. Это первая археологическая экспедиция такого масштаба. В раскопках участвуют ученые и волонтёры со всей России. Если бы не строительство здесь энергомоста в Крым, эти  сооружения  и древний город так и остались  бы под землёй». – Снова древние греки, а до них – меоты, в VIIIвеке «до нашей веры».

    Эта опечатка по-своему интересна. Она показывает не только то, что археологи датируют, что называется, «от фонаря», но и что результаты их трудов сообщаются с опечатками. Но возможно ли согласиться с предложенной археологами датировкой? – Полагаю, что нет, и в своё подтверждение я призываю надписи на изображенных на рис. 6 камнях. Здесь, на центральном камне, можно прочитать надписи: сначала на верхней его плоскости – МАСКА МИМА МАРЫ, а затем и на передней грани – РЮРИКА, а ниже – датировка: 8 ГОД ЯРА, что на современном русском языке и при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: СООРУЖЕНИЕ ЖРЕЦА МАРЫ РЮРИКА В 864 ГОД Н.Э. Таким образом, у археологов совпала с реальностью лишь восьмерка. Только это – не восьмой век до нашей эры, а восьмой год Рюрика, то есть, середина IXвека н.э.

    Пока я проанализировал три заметки об артефактах, найденных в последние годы, но, хотя во всех трёх случаях речь шла о воинах и эпохе Рюрика, в первой заметке это были жители Боспора римского времени Iвека н.э., во втором случае – о догреческих народах (до Vвека до н.э.), в третьем – о меотах VIIIвека «до нашей веры». Возникает вопрос: а существует ли у археологов какая-либо система при датировке и атрибуции артефактов?

    Алтарь Девы.

    Тем не менее, продолжим свои наблюдения. Рассмотрим заметку [4]: «Невероятную находку сделали археологи в Крыму. Во время раскопок, проводившихся на территории городища Кульчук, был найден древний алтарь богини Девы. Именно ей в античные времена поклонялись греки, таврские племена». На смену грекам римского времени, неизвестным догреческим народам, а также меотам теперь пришли тавры. Хотя, скорее всего, после рассмотрения данного изображения мы опять вернёмся к эпохе Рюрика.

     

    Рис. 7. Якобы алтарь богини Девы и моё чтение надписей

    «Алтарь обнаружен в ходе недавних раскопок городища Кульчук в западной части Крымского полуострова буквально на той неделе. Древнее население полуострова — тавры — поклонялись этой богине, которую называли Девой, а греки ее называли непорочной богиней Артемидой», — отметил заместитель директора Института археологии Крыма РАН РФ Сергей Ланцов в разговоре с журналистами ТАСС. Специалисты считают, что алтарь был создан еще в III веке до н.э. Из-за негативного воздействия природы, объект практически полностью был разрушен. В хорошем состоянии остался профиль богини.

    «Даже в Херсонесе ... таких находок нет. Единственный подобный алтарь был найден в бывшей Керкинитиде, нынешней Евпатории. Наш — второй в этом ряду», — поделился своим мнением археолог. Планируется перевезти для дальнейшего изучения алтарь в один из крымских музеев. Между тем, городище Кульчук можно посмотреть во время визита в Крым. Он располагается в южной части Тарханкутского полуострова, напротив села Громово».

    Радость археолога Сергея Ланцова, чья фамилия выделена полужирным шрифтом, мне понятна. Если бы в Крыму действительно нашли храм Девы, который археологи ищут уже десятки лет, то этого археолога действительно можно было бы поздравить с победой. Однако на фотографии, которую вполне профессионально сделан фотограф Артём Креминский из РИА Новости, рис. 5. Вполне видна стена на заднем плане. А на этой стене вполне можно прочитать подпись: СТАН ВОЙСКА 35 АРКОНЫ, что на современном русском языке означает: СТАН ВОЙСКА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Иначе говоря, алтарь раскопан на территории воинского стана, на котором никогда храмы Девы не строились.

    Но можно понять не только это, а и то, что конкретно раскопали археологи. Подпись находится на грунтоглифе, и она видна слева от правой руки рабочего. Она гласит: ХАРАОНА ХРАМ МАРЫ. Иными словами, храм Мары, а не Девы, что вполне соответствует воинскому стану Рюрика. Так что археологи поспешили с атрибуцией, выдав желаемой за действительное. А заодно ошиблись и в датировке – перед нами эпоха Рюрика, IX век н.э., а не IIIвек до н.э.

    Надо же – 4 заметки и 100% ошибок археологов. Закрадывается подозрение, что это – не случайность, а закономерность. Однако не будем торопиться с выводами. И рассмотрим ещё одну заметку, [5].

     

    Рис. 8. Подвал в слое античного времени и моё чтение надписей

    Античные артефакты в Херсонесе.

    «На территории Херсонесского городища археологам посчастливилось найти античные артефакты. Об этом информирует пресс-служба Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический, пишут Тайны истории. Отметим, что возраст некоторых находок составляет более двух тысяч лет. Теперь же они пополнят фонды музея.

    Так, в частности, археологам удалось вскрыть слои эллинистического и римского времён. Они исследовали подвал, вырубленный в скале. его засыпали во втором веке до нашей эры, скорее всего, для перестройки помещений дома. Для засыпки подвала применялся грунт из богатой постройки, который находился неподалеку. Элементы убранства именно этого богатого дома, храма или святилища представляют особую археологическую ценность, поскольку подобные находки редки не только в Херсонесе, но и в других городах Северного Причерноморья.

    В списке удивительных находок – посвятительные граффито, терракота со следами красочного слоя, богатая столовая посуда, монеты, фрагмент костяной флейты эллинистического времени».

     

    Рис. 9. Обломки керамических артефактов, найденных при раскопках Херсонеса

    Напомню, что уже во многих статьях я доказывал, что Херсонес ни к античности, ни к древним грекам никакого отношения не имеет. Это – город воинов Рюрика IXвека. Но если археологи считают, что  перед нами находится слой эллинистического времени (примерно IV-IIIвв. до н.э.), то я хотел бы обосновать его находками греческих слов на вскрытом горизонте, рис. 8.

    Сначала я читаю микрогеоглиф на дне раскопанного подвала, в самом центре: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА МИМА. А слева: цифру 35 (АРКОНЫ ЯРА, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА). Ещё ниже – датировку: 23 ГОД ЯРА, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате 879 ГОД Н.Э. Иначе говоря, эти надписи не только не греческие (а русские), но и относятся к совершенно другой эпохе.

    От микрогеоглифа я перехожу к чтению надписей, выложенных каменной кладкой. На надземном слое ближайшей поперечной стены справа можно прочитать слово ВЕРНЫЯ, что обычно сопрягается со словом ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА. На чуть более дальней стене того де коридора можно прочитать слово и цифру СЕ 35, что означает СЕ 35 АРКОНА ЯРА, то есть, (ЭТО ХРАМ ВОИНОВ) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А на дальней стене той же комнаты написаны камнями слова: ЯРА РЮРИКА.

     

    Рис. 10. Мои чтения надписей на обломках керамических изделий Херсонеса.

    Так что и данная находка подтвердила: в Херсонесе находились ВЕРНЫЯ ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА, а вовсе не греки.

    Далее я перехожу к чтению надписей на найденных артефактах – возможно, тут найдутся изделия из Греции? – Первым я рассматриваю масляный светильник (лампу) без крышки, который очень отличается от марсианского (рис. 2). Тут вокруг круглого отверстия я читаю слова: ХРАМ МАРЫ ЯРА ВАРЯГА и далее СТАНА ВОЙСКА ХАРАОНА. Иначе говоря, опять речь идёт о ХРАМЕ МАРЫ ЯРА РЮРИКА. Более того, чуть ниже внизу можно прочитать датировку: 8 ЯРА ГОД, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: 864 ГОД Н.Э

    А на керамической фляжке, которую я разворачиваю так, чтобы надписи на её боку выглядели бы горизонтально, я читаю: МАСКИ МИМА ХАРАОНА МАРЫ ХРАМА, что на современном русском языке означает: ИЗДЕЛИЯ ХРАМА МАРЫ ЖРЕЦА ХАРАОНА (РЮРИКА). Иначе говоря, и керамические изделия не содержат ни одной греческой буквы, но указывают не на эллинистическую эпоху, а на эпоху Рюрика.

    Итак, в 5 наугад выбранных статьях не содержится ни одного подтверждения ни римской, ни греческой принадлежности Крыма. Придётся выяснить, откуда археологи вообще взяли доказательства такой принадлежности. 

    Доказательства римской принадлежности.

    Википедия пишет: «Римская империя играла важную роль в экономической, политической жизни народов и государств Крымского полуострова с середины I века до н. э. Римская власть в Таврике в значительной мере держалась на роли своеобразного арбитра, которую взял на себя Рим в условиях традиционного соперничества Херсонеса и Боспора. Апогеем римского присутствия в регионе стало установление таврического протектората над традиционно более проримским Херсонесом и активное вмешательство во внутренние дела Боспорского царства. Римское вмешательство имело преимущественно торговый и военный характер. Оно не сопровождалось массовым прибытием колонистов из Италии, а потому не привело к романизации населения полуострова. В результате языковая и демографическая картина Крыма не претерпела существенных изменений: на побережьях полуострова сохранялось греческое и эллинизированное население. В горах проживали тавры, в северные степи периодически вторгались кочевники».

    И далее приводятся подтверждения: «Памятники римской эпохи в Крыму: 1) Остатки римского военного лагеря Харакс. 2) Остатки римского водопровода для терм римского гарнизона (вексиллярия) в Херсонесе. Начинался за 8—9 км от Херсонеса, у Караньских высот. 3) Херсонесский театр был перестроен в арену для гладиаторских боёв. 4) Надгробная плита с надписью, упоминающей двух римских врачей, убитых таврами. 5) Римский храм в Балаклаве, в котором найдены алтари с надписями-посвящениями Юпитеру Долихену, Геркулесу и Вулкану. 6) Календская тропа (Виа Милитарис) — римская дорога».

     

    Рис. 11. Вход в крепость Харакс и моё чтение надписей

    Якобы древнеримская крепость Харакс.

    О ней повествует приглашение [6]: «Харакс — римский военный лагерь на мысе Ай-Тодор, крупнейшая (4,5 га) известная римская крепость в Крыму.

    Само слово «Харакс» может быть переведено как «укрепленное место». В источниках этот пункт упоминается всего единожды, в фундаментальном труде египетского географа Клавдия Птолемея (II в). У Плиния Старшего в «Естественной истории» (IV, 85) приведено другое название крепости на южном берегу Таврики — Харакены (Characeni), которое больше нигде не встречается. Клавдий Птолемей даже указывает координаты Харакса: 62º00, 46º50 (География, III, 6). Идея, что Харакс Птолемея и есть римская крепость на мысе Ай-Тодор, принадлежит Михаилу Ростовцеву».

    Иначе говоря, то, что перед нами – римская крепость – это мнение одного человека. Но кто такой Михаил Ростовцев?

    Михаил Иванович Ростовцев.

    «Ростовцев Михаил Иванович [29.10(10.11).1870, Киев, - 20.10.1952, Нью-Хейвен (США)], русский историк античности и археолог. Образование получил в Киевском и Петербургским университетах. С 1898 приват-доцент, в 1901-18 профессор Петербургского университета. В 1918 эмигрировал из Советской России. В 1920-25 профессор в Мадисоне (штат Висконсин, США), в 1925-44 профессор Йельского университета в Нью-Хейвене. В 1928-37 возглавлял раскопки Дура-Европос. Член многих академий и научных обществ, почётный доктор ряда университетов мира. Исследовал преимущественно проблемы социально-экономической истории эллинизма и Римской империи, а также древнюю историю юга России (им было выявлено сложное взаимодействие греческой, иранской и местных культур).

    Ростовцеву принадлежит критический обзор литературных и археологических источников по истории скифов и Боспорского царства ("Скифия и Боспор", 1925). Общая концепция развития греко-римского мира, изложенная Р. в его обобщающих трудах по социально-экономической истории эллинизма и Рима, является модернизаторской (она строится на признании существования в древности капитализма, предприимчивой греческой и римской буржуазии, пролетарских революций). Вместе с тем собранный Ростовцев громадный фактический материал, его тщательная обработка и синтез, а также ряд частных выводов представляют большой научный интерес» [7].

    Итак, «частный вывод М.И. Ростовцева представил большой научный интерес», несмотря на его эмиграцию из Советской России. Но я полагаю, что мой частный взгляд представит не меньший научный интерес. Обращаюсь к рис. 11. Прямо за вывеской о том, что перед нами «Памятник археологии Украинской ССР» (такого государства нет уже 27 лет; да и Крым уже 4 года принадлежит РФ) находится стена, на которой я читаю надписи на камнях: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ХАРАОНА 30 АРКОНЫ ВИМАН ВОИНОВ. То есть, ХРАМ МАРЫ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ХАРАОНА РЮРИКА

    Возникает вопрос: а где же здесь римская крепость? – Её нет. Но попробуем дальше последовать за приглашением  [6]: «Впервые римские воины появились на Хараксе в 60-е гг I в., и их высадка была связана с экспедицией Плавтия Сильвана, которому было поручено защитить Херсонес от сарматов, с чем он и справился. Римляне фактически устанавливают протекторат над Херсонесом и вводят туда гарнизон. Тогда же возникает военный лагерь в бухте Сюмболон (Балаклава). Для контроля над южным побережьем Крыма, где в основном жили тавры, возводится крепость на мысе Ай-Тодор», рис. 12.

     

    Рис. 12. Сводный план раскопок Харакса

    Что подвигло археологов советского времени после проведения раскопок сказать, что перед ними находится римская крепость? Наличие бани, которую они назвали по-латыни «термами»? Но ведь и воины Рюрика соблюдали личную гигиену! Но никаких доказательств того, что раскопки подтвердили римское происхождение крепости, нет.

    Продолжаю цитирование: «Римляне, вероятно, покинули Харакс, но ненадолго, поскольку снова их следы встречаются в 20-е гг II в. Считается, что в промежутке Харакс был заброшен, что кажется совершенно невероятным». Вопрос: на каком основании считается, что они там были, а затем, что они ушли?

    «С третьей четверти II в. воины ведут активное строительство на Хараксе, и он превращается в мощную крепость. Солдаты оставались на Хараксе до второй четверти II в.Римляне покинули Харакс около 244 г. в связи с концентрацией войск, затеянных императором Филиппом Арабом против повстанцев в Мезии и Фракии. Перед этим Харакс сильно пострадал от страшного землетрясения 236/7 г., которое потрясло всю Малую Азию. Перед уходом солдаты разрушили водопровод и некоторые ключевые здания, а крепость заняли готы, которые обосновались здесь, скорее всего с согласия римской администрации, в качестве федератов». – Вопрос: какие следы готов археологи могут предъявить в обоснование своих утверждений?

    «Ай-Тодор идеален для строительства укрепления, которое должно было контролировать Южный берег Крыма. Отсюда просматривается практически вся Ялтинская котловина. Отсюда якобы виден Судак в 90 км от Харакса, простреливается Ай-Петри, откуда римляне брали воду для Харакса, видна крепость Кошка, где, как полагают, сидели люди, неподконтрольные империи. Римляне помнили о событии, случившемся в 49 г., когда несколько их кораблей выбросило на берег, и экипажи были перебиты таврами. После сооружения Харакса римляне могли быть уверены, что предотвратят такое событие, если оно случится между Судаком и Кошкой». – Но и тут нет никаких доказательств.

     

    Рис. 13. Часть крепости на расстоянии от входа и моё чтение надписей

    На рис. 13 видны довольно высокие стены (по сравнению с сохранившимися в Херсонесе), видимо, той же крепости Харакс, на верхнем ярусе камней которой я читаю текст: ХРАМ ВОЙСКА МИМА РИМА РЮРИКА 30 АРКОНЫ ЯРА. На современном русском языке это означает: ХРАМ ВОЙСКА ЖРЕЦА РИМА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА. Иначе говоря, и в данном случае повторяется текст, прочитанный при входе в крепость, но никаких признаков нахождения тут римлян нет.

    «Крепость недоступна со стороны моря, а с напольной стороны ограждена циклопической каменной стеной. Долгое время считалось, что стена эта возведена таврами, жившими на этом месте задолго до прихода римлян. Однако недавно в кладке стены был обнаружен известковый раствор, секрет которого был неизвестен варварам. Следовательно, стену построили римляне, однако нет никаких сомнений в том, что до римской крепости на этом месте в течение какого-то времени существовало таврское поселение. Главные ворота крепости находились там, где идет современная дорога на маяк. Ворота представляли собой две башни, поставленные рядом, как это было принято в западных провинциях империи. С северо-запада во внешней стене были еще одни ворота, или может быть просто вылазная калитка. Третьи ворота находились на северо-востоке. Были, возможно, еще какие-то башни, но судить об этом уже нельзя, поскольку в 1960-х гг. стена полностью разрушена». Итак, если известковый раствор был выше качеством, чем у аборигенов, то археологи сделали выводы о том, что его сделали римляне. А во времена Рюрика были известны самые различные растворы, и уровень техники был на порядок выше, чему римлян. Так что объяснения археологов несостоятельны.

     

    Рис. 14. Ещё одна крепость на территории Харакса

    На рис. 14 видна более далёкая стена и часть более близкой стены. На более далёкой стене я читаю на вертикальной части такой текст: ХРАМ 35 АРКОНЫ МИМА МАРЫ РЮРИКА ВОЙСКА ЯРА СТАН ВИМАН. На современном русском языке это означает: ХРАМ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ЖРЕЦА МАРЫ РЮРИКА, а строкой ниже – ВОЙСКА ЯРА СТАН ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. Иными словами, если предыдущие два храма относились к Западному Каиру, то этот – к Великому Новгороду.

    А ещё на верхней строке я читаю датировку: 8 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 864 ГОД Н.Э.  – И опять ничего римского тут нет.

    «Внутренняя оборонительная стена огораживала цитадель площадью примерно 2 гектара. Сейчас стена сохранилась лишь в виде задернованного вала, в котором лишь кое-где угадываются развалы бутовых камней. Ворота в этой стене располагались с северо-запада, и были связаны с противостоящими воротами внешней стены дорогой. К этой стене примыкали двухэтажные казармы с запасом камней для метательной машины, и несколько площадок, на которых, собственно, метательные машины и стояли. В целом устройство цитадели не отличается от классического римского лагеря, кроме одной детали. Вместо квадратного плана — система колец, что объясняется особенностями мыса. Архитекторы показали свою способность пренебречь догмами там, где условия местности сами на это наталкивали. Пространство между внешней и внутренней стенами почти не было застроено, там развертывали войска в случае боевых действий. Здесь также могло прятаться население, связанное с римлянами, когда крепости начинали угрожать непокоренные племена. Незастроенные участки, предназначавшиеся именно для этого, есть и на Мангупе, и на Эски Кермене.

    Около внутренней стены были найдены руины двух казарм. Кроме того, в крепости было несколько домов. Согласно выводам Ростовцева, гарнизон Харакса состоял из около 500 солдат». – Хочу отметить правоту археологов хотя бы в том, что они считали Харакс военным лагерем, правда, римским, а не ВВС Рюрика.

     

    Рис. 15. Ещё одна часть крепостной стены и моё чтение надписей

    На рис. 15  я читаю надписи на внутренней части стены комнаты, и они опять те же: ХРАМ ВИМАН ВОИНОВ РЮРИКА 35 АРКОНЫ, то есть, на современном русском языке: ХРАМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОИНОВ РЮРИКА ВЕДИКОГО НОВГОРОДА, то есть, повторение того, что я прочитал на предыдущем рисунке.

    «На самой высокой точке холма был расположен маяк. В 1865 г. русские власти соорудили новый маяк, уникальный уже тем, что он без существенных переделок все еще стоит на мысу и работает. Действительно, если отсюда удобно освещать путь кораблям, отсюда же их удобно и обстреливать, что оценили римляне. Римский маяк стоял точно там, где и современный, на старом фундаменте. При строительстве маяка было разрушено здание римского претория. Прибавьте к этому бухточку с пляжем, что такая редкость для Южного берега Крыма (там римляне устроили пристань) — и картина станет полной».

    Баня.

    «Термы (какой же римлянин без бани!) находились там, где современные военные соорудили радиомаяк, причем, как утверждают местные краеведы, вбили в стены древнего сооружения штыри для крепления антенн. Термы были выстроены по всем правилам римской культуры. Прослеживаются все помещения, которые должны быть (раздевалка, парная, помывочная), плюс к этому – открытая площадка для физических упражнений. Стены были украшены фресками, пол с подогревом — примитивной мозаикой из местной гальки.

    Недалеко от терм располагался нимфей, от которого сохранились только остатки бассейна размером 9×7,7 м и глубиной до 2,5 м. Для того чтобы вода не уходила из бассейна, его стенки были покрыты особым известковым раствором. О наличии нимфея говорит фрагмент плиты, обнаруженный Ростовцевым, с надписью [N]YMPH[AEVM]. Кроме того, найден мраморный барельеф, изображающий нимфу, прислонившуюся к дереву. В бассейн ведет каменная лестница, дно было украшено мозаикой в виде осьминога».

    Насколько я понимаю, эти 4 буквы из 9, неверно прочитанные (а это могло быть и слово МАРЫ), в сочетании с нахождением бани, и стали основой для атрибуции гарнизона воинов виман Рюрика как римской крепости.

    «Вода в термы и нимфей поступала по водопроводу из источников на Ай-Петри, так как на мысе Ай-Тодор отсутствует пресная вода. Трубы для водопровода были изготовлены из глины римскими легионерами. Бассейн нимфея, по-видимому, использовался как резервуар для хранения питьевой воды.

    Впервые остатки крепости были открыты и исследованы Петром Ивановичем Кеппеном. В 1837 году он опубликовал описание найденной им крепостной стены, длина которой, согласно его измерениям, равнялась 185 саженям, или 394 м. Кроме того, Кеппен обнаружил следы «прежних строений» внутри крепостной стены. Первые раскопки были проведены в 1849 году Кеппеном при поддержке графа Шувалова. Однако археологическое исследования было выполнено весьма непрофессионально и немногочисленные результаты так и не были опубликованы.

    Регулярные раскопки в Хараксе начались в 1896 году, активное участие в них принимал великий князь Александр Михайлович — владелец имения и значительной территории на Ай-Тодоре. В 1901 году к экспедиции присоединяется профессор Санкт-Петербургского Императорского университета Михаил Иванович Ростовцев, он отождествил развалины на мысе Ай-Тодор с римским укреплением Харакс. Раскопки завершились в 1911 году, за это время были обнаружены две крепостные стены с башнями и воротами, пост бенефициариев, святилище, резервуар для воды, жилые здания. Кроме того, были найдены различные объекты — римские бронзовые фибулы, обломки мраморной скульптуры, геммы, монеты, а также многочисленные керамические изделия. В 1907 году в Хараксе был открыт музей археологических находок.

    Дальнейшие исследования проводились в 1931, 1932 и 1935 годах экспедицией под руководством Владимира Дмитриевича Блаватского. Во время раскопок были обнаружены и исследованы термы и акведук, а также некрополь. Кроме того, Блаватский сделал несколько важных выводов об истории Харакса. Результаты предшествующих и собственных исследований он изложил в работе «Харакс».

    Раскопано и штабное помещение, представлявшее собой каменный куб, обнесенный колоннами. На основании этого ряд исследователей полагали, что это — место для физических упражнений, однако, сие предположение было пересмотрено в пользу того, что здесь все-таки сидели штабисты. Раскопаны также казармы, хотя об этом исследователи говорят без должной уверенности. Исследования в Хараксе проводятся до сих пор».

     

    Рис. 16. Изображение амфоры и топора и моё чтение надписей

    Артефакты из Харакса.

    Их изображения я почерпнул из статьи [8]. В статье под № 90 было помещено изображение «Амфоры конца III — начала IV в. н. э. из Харакса», а под № 91 – «Топора из Харакса». Топор был дан в прориси, амфора – в виде блёклой фотографии. Усилив контраст, я прочитал тексты. На топоре (в обращённом цвете): 30 АРКОНА, то есть, ЗАПАДНЫЙ КАИР; на амфоре – МАСЛО 35 АРКОНЫ ВОИНАМ ВИМАН, что на современном русском языке означает: МАСЛО ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ВОИНАМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (РЮРИКА).

    И опять – ничего латинского в языке, ничего римского в происхождении. Так что по поводу крепости Харакс можно сказать однозначно: это – воинский гарнизон ВВС Рюрика, имеющий происхождение: как из великого Новгорода, так и из Западного Каира, двух столиц Яра Рюрика.

    Но можно ли найти хотя бы какие-то латинские надписи? Оказывается, можно. В заметке [9] помещена «Таблица XXVI. Харакс», и её фрагмент я показываю на рис. 17.

     

    Рис. 17. Фрагмент таблицы XXVIпо артефактам Харакса

    В подлиннике таблица выполнена серыми линиями, которые я сделал чёрными для того, чтобы лучше разглядеть детали. Первое, что меня поразило, это отсутствие надписей на камнях, то есть надписи на недвижимости. Похоже, что ни в XIX, ни в ХХ веках археологи вообще не предполагали, что камни могут быть подписаны. Это меня поразило и в XXIвеке, когда, проводя экскурсии в Херсонесе в 2017 году, я встречал удивление у работников этого музея под открытым небом, заявляя о наличии русских надписей на каждой постройке. Работники музея их в упор не видят. Ибо убеждены в их отсутствии.

    Далее: из 44 артефактов, показанных на рисунке, латинские надписи видны всего на трёх, что составляет всего 7,1 %. Более того, все надписи показаны в разных масштабах, так что обычному человеку трудно составить себе представление, насколько они велики, и какая пропорция появится между ними, если их изобразить в одинаковом масштабе. И чтобы рассмотреть их в одинаковом масштабе, я показываю их на рис. 18.

     

    Рис.18. Артефакты с подписями и моё чтение неявных текстов

    Сначала я рассматриваю артефакт № 44 – алтарь из святилища бенефициариев. Его размер – всего 40 см, то есть, это некий камень, который можно поставить на стол. Понятно, что надпись и на фасаде, и на верхнем обломке сделана латинскими буквами. И на первой строке явной надписи поражает второе слово DЕЛЬ, которого в латинском языке быть не может, ибо ни буквы «Л», ни, тем более «мягкого знака» в латинском алфавите не существует. Но, приглядевшись, можно заметить, что первая буква этого слова, равно как и две последних буквы первого слова, написаны чуть выше остальных букв. Отсюда в голову может прийти предположение о том, что прежде все буквы были русскими, а позже они были заменены латинскими. Это предположение я постарался воплотить в жизнь, и у меня появился текст, который я отразил на поле дешифровки: ТО ВОЕНЫХ. Однако, скорее всего буквы О и Е также поменяли местами, а вместо О стояло Р. Тогда первая строка могла выглядеть, как ТО ВЕРНЫХ. Легко догадаться, опираясь на мой опыт чтения надгробных надписей воинов Рюрика продолжение: ТО ВЕРНЫХ ВОИНОВ ХАРАОНА РЮРИКА, РИМА МИМА  МАСКИ МАРЫ 35 АРКОНЫ ЯРА…

    Кстати, если посмотреть на нижнюю часть постамента алтаря, то тут нарисованные чёрточки для меня сливаются в некие буквы, которые образуют неявную надпись: ХРАМ МАРЫ 35 АРКОНЫ. Иначе говоря, я попытался обосновать мысль о том, что данный алтарь сначала был русским, а позже стал латинским.Далее я перехожу к исследованию артефакта № 42 – надгробья. Оно, судя по масштабы, примерно такое же по ширине, как алтарь, но намного ниже его. Это – поясной портрет мужчины анфас. Его изображение боковины я поворачиваю вправо до горизонтального положения, и читаю на нём слова: ТО ВЕРНЫЯ РЮРИКА ВОИНЫ, то есть, примерно то же, что я предполагал на алтаре. Из чего можно сделать вывод о том, что «алтарь» прежде был более крупным надгробьем павшим воинам виман Рюрика.  

    Затем в поле моего зрения попал артефакт № 7 – «обломок черепицы с клеймом век-силляции Равенской эскадры».  Первая мысль, которая приходит в голову – что черепицу можно было купить за границей. Это – совершенно небольшой черепок, примерно в 1 квадратный дециметр. Любопытно, что под явными латинскими буквами можно заметить неявные русские: ВАРЯГА РИМА МИМ, то есть, ЖРЕЦ ВАРЯГА РИМА (РЮРИКА). Получается, что и тут латинская надпись появилась поверх затёртой русской, то есть, позже. Более того, и артефакт № 6, «надпись из нимфея», чей размер  не обозначен, может быть заподозрен во вторичности, ибо контуры его пропусков между буквами и сами буквы могут составить русское слово ВОИНЫ

     

    Рис.19. Фракийский всадник, охотящийся на кабана, и моё чтение надписей

    Якобы фракийский всадник.

    О нём можно прочитать в статье Википедии «Харакс»: «Наибольший интерес представляют также найденные в Хараксе изображения так называемого фракийского всадника. Одно из них, которое сейчас хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина, имеет надпись: D(is) M(anibus) / L. F(urio) Seu(tho) / op(tioni) / [prae]f(ecti) coh(ortis) I T[hr(acum) — Богам манам. Луций Фурий Севт, оптион префекта (помощник командира) I Фракийской (когорты). Другое изображение, которое было случайно найдено в 1961 году и сейчас находится в Ялтинском историко-литературном музее, представляет собой мраморную плиту с рельефом фракийского всадника, охотящегося на кабана, и надписью: Claudius Rus / Aurelius Maxim».

    На первый взгляд, две одинаковые копий одного и того же изображения можно принять за трофеи, вывезенные воинами Рюрика из каких-то стран во владении Рима. Однако, если приглядеться, то  можно увидеть, что всадник поражает копьём кабана, где и всадник, и кабан подписаны по-русски, равно как и наличие латинской надписи внизу тоже позже записанное сверху надписью латинской.

    Поэтому я сразу перехожу к чтению русских надписей. Над головой всадника, где изображен слева слон (в левый профиль), я читаю название всей композиции: ВОИНСКАЯ МАРЫ ВИМАН ХРАМА ПЛИТА 33 АРКОНЫ, что на современном русском языке означает: ВОИНСКАЯ ПЛИТА ХРАМА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ИЗ ЛАДОГИ (административной столицы Руси Рюрика).

    Слева от головы всадника я читаю подпись, объясняющий, кем является всадник: ЛИК ВОИНА МАРЫ И АРМИИ РЮРИКА. Иначе говоря, ПОРТРЕТ ВОИНА-ДЕСАНТНИКА И (ОБОБЩЁННЫЙ ПОРТРЕТ) АРМИИ РЮРИКА. Ниже я читаю датировку: 8 ГОД ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает дату: 864 ГОД Н.Э.  О том, что перед нами находится воин-десантник, помимо подписи свидетельствует и символика: она изображён в виде рельефа на воне птицы с полураскрытыми крыльями, символа ВВС Рюрика.

    Далее меня интересует, кого именно завалил этот воин ВВС Рюрика в виде кабана. На кабане я читаю слова: РИМА ВОИНЫ ВИМАН, то есть, ВОИНЫ ВВС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. Напомню, что основная победа над ними последовала именно в 8 год н.э., но не в самой Римской империи, а в его провинциях в Юго-Восточной Азии. Так что перед нами – один из памятников этой победы.

    И, наконец, под изображением, я читаю русскую подпись: на верхней строке – РЮРИКА ВИМАН ВОЙСКА РИМА РЮРИКА МИМА, а на второй – МАСКА МАРЫ ВИМАН ВОИНОВ. Имеется продолжение и второй строки, и строки 3 и 4, но смысл уже ясен: ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ВОИНАМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ РЮРИКА ВОЙСКА РИМА ЖРЕЦА РЮРИКА. А вот позже, когда в Крым где-то веке в XII-м  начало проникать римское влияние, общую подпись переделали, в одном случае с текстом одной из Фракийских когорт войска Рима, в другом – именами Клавдия Руса и Аврелия Максима. Иначе говоря, и здесь латинские надписи написаны поверх русских.   

    Так что общий вывод мой таков: латинские надписи в незначительном меньшинстве  на территории Харакса действительно существовали, но 1) на переносимых вещах, а не на недвижимости, и 2) они появились позже (полагаю, веке в XII), на русских артефактах после затирания русских надписей и переделки надгробий павшим русским воинам. И они не должны были стать основой атрибуции русского гарнизона воинов ВВС Рюрика, как римской крепости, несмотря на названия (которое, скорее всего, возникло позже у самих историков, исходя из римской атрибуции построек).

    Правда, Википедия добавляет: «К западу от крепости найдены остатки небольшого сооружения и фрагменты рельефов с изображением Артемиды Охотницы. По-видимому, это было святилище Артемиды, и, возможно, на этом месте прежде существовало святилище тавров. Артемида ОхотницаДионис (Сабазий), Гермес и Геката относятся к фракийскому пантеону. Вышеперечисленные находки говорят о том, что при сохранении официального римского культа Юпитера среди гарнизона Харакса доминируют религиозные культы, перенесенные из Фракии и Мёзии: I Италийский и XI Клавдиев легионы во II—III веках базировались в Нижней Мёзии». Возможно, что римляне из названных мест нанесли реванш за своё поражение от войск Рюрика в 864 году, но уже где-то в XIIвеке. Они не только заняли данную местности, но и переписали часть надписей на памятниках павшим воинам, и ввели в некоторых местах религиозные культы своих провинций. Но это – вовсе не древняя, а позднесредневековая история Крыма до его завоевания турками османской империи.

    После пункта 1) перехожу к пункту 6) – Календской тропе.

     

    Рис. 20. Начало Календской тропы и моё чтение надписей

    Календская тропа.

    О ней можно прочитать в заметке [10]: «В Крыму римляне оставили заметные следы своего пребывания на многие века. Сегодня можно посетить с экскурсией Календскую тропу, или Виа милитарис, — дорогу построенную римлянами. «Тропа легионеров» была построена 2000 лет назад, чтобы связать Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор. Подобных дорог в Крыму было несколько, но лучше всех сохранилась именно эта. Римлянам очень не нравилось путешествовать по морю в холодное время года, поэтому они и прокладывали дороги на полуострове. Дорога проходит через перевал Чертовая лестница в Байдарскую долину, далее через Балаклаву прямо к Херсонесу. Сегодня туристический маршрут проходит по сохранившемуся участку римской дороги, длиной около 10 км. Строили римляне на совесть, в этом можно убедиться самостоятельно. Камни, из которых строили путь, вкопаны в землю и присыпаны щебнем.

    Этой дорогой пользовались и в 19 веке: местный помещик Мордвинов, для собственных нужд реконструировал часть дороги, сегодня этот участок пути назван в его честь — Мордвиновским».

    Эти слова иллюстрируются неподписанной фотографией, рис. 19. На фото виден склон горы и камни в её основании. Однако камни выложены так, что образуют русские надписи. Осталось лишь их прочитать.

    На строке на уровне верхушки кустов я читаю: ХРАМ – ВИМАН ВОИНЫ 35 (АРКОНЫ), что можно понять, как ХРАМ (МАРЫ) ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (РЮРИКА) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. А строкой выше я читаю слова: МИМА РИМА МАРЫ. То есть сам храм построен как (ХРАМ) ЖРЕЦА ЗАПАДНОГО КАИРА. И крупными буквами на нижней строке написано: МАСКИ МАРЫ, что означает: НЕКРОПОЛЬ ПОГИБШИХ ВОИНОВ. Надписи выполнены весьма изобретательно, что можно считать вершиной графического искусства. Видимо, это самое обстоятельство и не позволило их прочитать ни современным археологам, ни их предшественникам. Но это русские надписи. 

     

    Рис. 21. Раскопки античного моста

    Античный мост.

    О нём можно прочитать в заметке [11]: «Уникальное видео раскопок хорошо сохранившегося античного моста выложил в сеть известный керченский блогер Константин Ходаковский. Кадры сделаны с использованием квадрокоптера. Обнаруженный античный мост – наиболее крупный в Северном Причерноморье. Археологи уже окрестили «Боспорскими воротами». Его нашли во время изыскательных мероприятий на трассе магистрального газопровода. Объект расположен в полях по грунтовой дороге между Горностаевкой и Новониколаевкой и является частью крупного оборонительного укрепления Боспорского царства — Киммерийского вала, который протянулся на 36–38 километров.

    «По остаткам кладки моста толщиной до 3 м и высотой до 5 м, характеру и задачам данного объекта можно говорить о существовании прежде массивных въездных ворот, которые, возможно, фланкировались башнями. Речь идёт о целом оборонительном комплексе с пропускным пунктом. Одном из многих — согласно сведениям Страбона и отдельным археологическим находкам, – сообщает автор ролика. По словам ХОДАКОВСКОГО, найденный комплекс тоже не будет музеефицирован. На прилагаемой видеозаписи основание башни уже засыпано землёй — так же поступят и с мостом, а по его земляному центру уже проложена и накрыта грунтом 700-мм газовая труба».

     

    Рис. 22. Моё чтение надписей на изображении античного моста

    Слово «античный» отсылает нас к древнему Риму. Но имеются ли вокруг него латинские надписи? С этой точки зрения я решил рассмотреть один из начальных кадров видеофильма, рис. 21. Первое, что меня несколько удивило, это холм в виде головы мужчины анфас. Глаза закрыты, усы и борода аккуратно подстрижены, на голове – шлем, напоминающий корону.

    Ниже шлема через лицо тянется надпись:  МАСКА ХАРАОНА РИМА. Но в Риме (как и на всей Земле) существовал только один хараон – Яр Рюрик, так что это – его рельеф. А чуть выше, на спуске с этого холма можно прочитать иную подпись:  30 И 35 АРКОНА ЯРА МИМА, что на современном русском языке означает: ЗАПАДНЫЙ КАИР И ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД ЖРЕЦА ЯРА (РЮРИКА). Иначе говоря, это – упоминание строителей моста.

    Намного выше, в правом верхнем углу рис. 21 видна кладка из белого камня. Это – датировка, которую я читаю в обращённом цвете: 2 ГОД ЯРА. При пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает: 858 ГОД Н.Э. Иначе говоря, уже через год после своего миропомазанья на должность хараона, Яр Рюрик решил создать дорожную инфраструктуру Крыма – дороги и мосты.

    Наконец, на участке дороги ниже моста, расположенном перпендикулярно к самой дороге, я читаю на местном грунте слова:  ХРАМА 30 АРКОНЫ, то есть, перед нами – мост и дорога ЗАПАДНОГО КАИРА. Так что опять в качестве строителей выступали вовсе не римляне, а русские воины Рюрика.  Перехожу к рассмотрению пункта 2) – к остаткам римского водопровода  у Караньских высот.

    Караньские высоты.

    О Караньских высотах можно прочитать в заметке [12]: «Караньские высоты или Караньское плато – самая возвышенная часть Гераклейского полуострова и хребет, с которого берет начало Внешняя гряда крымских гор, тянущаяся от него на север к Симферополю и дальше сливающаяся с Внутренней грядой. Стоящие вдоль дороги на Балаклаву и ограничивающие Балаклавскую долину с северо-запада Караньские высоты начинаются у Мраморной бухты и доходят до 10 км Балаклавского шоссе. Назван этот массив по ближайшему населенному пункту Карань (ныне – Флотское), который он прикрывает от северо-западных ветров».

     

    Рис. 23. Участок водопровода Караньского плато и моё чтение надписей

    «Караньское плато – уникальное место в Крыму с точки зрения геологии. Расстилавшееся здесь 130-150 миллионов лет назад море сформировало на поверхности плато верхнеюрские известняки. Однако на одном высотном уровне с ценными известняками можно встретить также породы более позднего времени: неогеновые известняки, пески, песчаники и глины, свойственные предгорью и равнинному Крыму. Соседство столь разных по возрасту горных пород стало возможным благодаря тектоническому разлому Мраморной балки.

    Караньские высоты – также один из главных хранителей и распределителей подземных вод региона. Не имеющие поверхностных водотоков горы питают подземной водой все основные водоносные горизонты Гераклейского плато. Подтверждает стратегическую важность этого места также и карта, выставленная в Херсонесском музее-заповеднике, на которой именно с Караньских высот ведут свое начало нитки водопроводов в древний город. Такой выбор не случаен: часто выпадающие здесь осадки мгновенно уходят вглубь породы через прокарстованные трещины, образуя мощные подземные водотоки» [12].

    А далее я перехожу к изучению изображения на рис. 12. С моей точки зрения, гряда камней на переднем плане образует подпись в две строки. На верхней строке я читаю слова: ВИМАН МАРЫ 33, 30, 35, написанные средними буквами, и слово СТАНА – крупными буквами, на нижней строке – слова, написанные буквами среднего размера: ВОДОПРОВОД МИМА МАРЫ ХАРАОНА РИМА РЮРИКА. А последние слова видны справа на самом склоне. На современном русском языке этот текст мог бы прозвучать так: СТАНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ИЗ ЛАДОГИ, ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ВОДОПРОВОД ЖРЕЦА МАРЫ ХАРАОНА РИМА РЮРИКА. Замечу, что водопровод со времени его постройки назывался «ВОДОПРОВОДОМ ХАРАОНА РЮРИКА», из чего следует, что он был построен задолго до прихода римлян. Так что и в данном случае точка зрения археологов оказывается неверной. 

    Тем не менее, под влиянием археологов, сами крымчане убеждены, что водопровод – это подарок других народов. Так, в заметке [13] говорится: «Меня лично заинтересовала история водоснабжения Херсонеса. Этим вопросом я давно интересуюсь, но, к сожалению, материалов об этом почти нет нигде. Греки-мастера проложили керамический водопровод с Караньских высот до Херсонеса. Эти трубы под землей существуют и сейчас».

    Сведений по пункту 4), по «надгробной плите с надписью, упоминающей двух римских врачей, убитых таврами», мне разыскать не удалось. Поэтому перехожу к пункту 5), который обозначен, как «Римский храм в Балаклаве, в котором найдены алтари с надписями-посвящениями Юпитеру Долихену, Геркулесу и Вулкану». И для начала рассматриваю изображение стелы в статье [14].

     

    Рис. 24. Стела из храма с латинской надписью

    Храм Юпитера в Балаклаве.

    Вот текст статьи [14]: «Балаклава, храм Юпитера Долихена. Юпитер Наилучший Величайший Долихен, (лат. Dolichenus), отождествляется с Юпитером (сирийский бог Ваал) из Долихии в Коммагене. Юпитер Долихен почитался прежде всего в армии как покровитель. Его культ носил мистериальные черты. При раскопках в Балаклаве по ул. 40-летия Октября были обнаружены фундаменты девяти помещений и около 70 фрагментов и целых черепиц с клеймами. На улице Коммунаров был обнаружен фундамент храма Юпитера Долихена. До этого в южном и юго-западном Крыму были известны две другие римские военные базы – в Херсонесе Таврическом и Харакс на мысе Ай-Тодор. С 1992 по 1999 года археологической экспедицией национального заповедника Херсонес Таврический обнаружены остатки древнейших сооружений, связанных с культами божеств – римскую военную базу первого Италийского легиона и святилище Юпитера Долихена».

     

    Рис. 25. Моё чтение надписей на верхней части стелы храма Юпитера в Балаклаве

    Русская надпись на верхней части стелы, разумеется, присутствует, ровно так же, как и на остальных частях. К этому я уже привык. И я читаю тут такой текст: 1 строка – ХРАМ ВОИНОВ РИМА МАРЫ ВОЙСКА, 2 строка – 30 АРМИИ МАРЫ И 30 АРКОНЫ МАСКИ МАРЫ, 3 строка – 5-Й И Е С НЕМИРНОЙ И МИРНОЙ МАСКАМИ МАРЫ, 4-я строка – МИМА РИМА РЮРИКА ЯРА СКИФИИ МАРЫ, 5-я строка – ХАРАОНА ХРАМА МАРЫ МИМА ВАРЯГА РЮРИКА.

    На современном русском языке это означает: ХРАМ ВОИНОВ ВОЙСКА ЗАПАДНОГО КАИРА 30-Й АРМИИ ВДВ И ЗАПАДНОЙ АРКОНЫ ПАМЯТНИКИ ПОГИБШИМ, ГДЕ (ЭТОТ) 5-Й (ПАМЯТНИК) И ПОСВЯЩЁН МИРНЫМ И НЕМИРНЫМ ПОГИБШИМ ХРАМА ХАРАОНА  МАРЫ ЖРЕЦА РИМА РЮРИКА ЯРА В АЗИАТСКОЙ СКИФИИ. – Что касается мирных и немирных погибших, то это – погибшие не только в военных операциях, но и в нашем тылу, например, от болезней или несчастных случаев.

    Но помимо более полного раскрытия темы войск Рюрика, которая меня, разумеется, тоже интересует, я убедился ещё раз в том, что русский текст был сделан на русском же памятнике задолго до того, как на нём что-то написали римляне. Иными словами, я убедился в том, что и этот артефакт ничем не отличается от предыдущих. 

    Остался последний пункт – 3), о том, что Херсонесский театр был перестроен в арену для гладиаторских боёв. Но во многих статьях я показал, что арена в Херсонесе принадлежала воинскому храму Мары Рюрика. 

    Обсуждение.

    Сначала я хотел бы процитировать Википедию. Ибо древний Крым археологи связывают с государствами Рим и Древняя Греция. Во времена греков существовала Боспорское царство в Крыму. О нём Википедия пишет: «Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство, др.-греч. Βασίλειον του Κιμμερικού Βοσπόρου) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах,            и  вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков.

    Летоисчисление. На боспорских монетах можно увидеть даты особой боспорской системы летоисчисления, по которой точкой отсчёта так называемой Боспорской эры был 297/6 г. до н. э. — это время совпадает со временем правления сыновей Евмела. Но события, которые послужили причиной введения новой системы летоисчисления, едва ли были связаны с самим Боспором.

    На Боспоре систему ввёл, вероятно, Митридат VI Евпатор, при котором Боспор стал частью Понтийского царства (Понта). Таким образом, эта (скорее, Понтийская) эра летоисчисления была создана в свою очередь по образцу эры соседнего с Понтом государства Селевкидов, но за начало отсчёта в Понте (и, таким образом, на Боспоре) была взята дата на 15 лет позже: Селевкиды считали первым годом — 312 г. до н. э. (по Бикерману). Такое заимствование, вероятно, отражает интенсивность связей державы Селевкидов с Понтийским царством для IV—III вв. до н. э., косвенным результатом которого, таким образом, и стало впоследствии введение на Боспоре своей системы летоисчисления»

    Иными словами, археологи Крыма показывают, что до римского господства Крым состоял из греческих государств. Так ли это, я буду рассматривать в одной из статей. Но  в данной статье я рассмотрел все основные памятники римского периода Крыма. И обнаружил, что если римляне и посещали Крым, то вовсе не в первых веках до или после новой эры, а гораздо позже, примерно веке в XII. И все постройки, приписываемые римлянам, реально были созданы воинами армии ВВС Рюрика, русскими. Они подписаны по-русски и сообщают о русских столицах Рюрика.

    Но возникает вопрос: почему археологи ошиблись? – Первый ответ лежит на поверхности, и я его дал уже при обсуждении конкретных примеров: потому, что археологи не умеют читать надпись на камнях, на холмах, на поверхности грунта (в виде микрогеоглифов) и на срезах грунта (в виде грунтоглифов). Замечу, что и я не сразу перешёл к чтению подобных видов надписей – до этого я накапливал опыт при чтении иных неявных надписей. Но в том-то и дело, что в традиции археологических раскопок было оформление результатов не в виде фотографий (тем более цветных) с очень хорошим разрешением, а в виде прорисей. Это объясняется тем, что в XIX веке, когда позитивные отпечатки с крупных негативов (без увеличения размера), хотя и давали вполне удовлетворительное разрешение, но сами камеры были большими и тяжёлыми, и создать нужные условия съёмки в тесном раскопе было практически невозможно. Позже фотоаппараты уменьшились до вполне приемлемых для ношения размеров, однако фотоплёнка уже требовала увеличения позитивного отпечатка, а это существенно уменьшало разрешающую способность. Это препятствовало применению фотосъёмки в ХХ веке. А прорись давала и общий вид, и детали в приемлемом разрешении. Однако она давала лишь то, что выделял глаз неопытного человека (для прорисей использовалась имеющаяся под рукой рабочая сила, часто студенты нехудожественных вузов). Использовать граверов, как это было в XVIIIвеке, было уже дорого.

    А из этого сложилась традиция, по которой археологам следует описывать только то, что может заметить глаз неопытного человека. И если видны в первую очередь римские надписи, то на этом исследование и должно было закончиться. О том, что могли быть более ранние надписи, прецедента не было. Кстати, в защиту археологии я хочу сказать, что и я далеко не сразу пришёл к выводу о том, что одна и та же поверхность письма со временем использовалась повторно, и что к традиции археологии относится чтение надписей только более позднего нанесения и более явного выявления. Напомню, что сначала я обнаружил несовпадение текста на рисунках не только тексту повествования в Радзивиловской летописи, но и, что меня удивило гораздо больше, отсутствию констатации этого несовпадения в трудах издателей этой летописи, в исследованиях современных учёных. Это я сделал в сентябре 2013 года.

    Позже, спустя примерно пару лет, я обнаружил, что  на берестяных грамотах существовал более ранний текст, относящийся к эпохе Рюрика. Затем выяснилось, что то же самое повторилось и на папирусах, и на пергамене, и на досках, и на многих иных материалах, предназначенных для письма. А в 1917 году оказалось, что и рисунки летательных аппаратов позже записывались морскими пейзажами с лодками и кораблями.

    Затем я перешёл к рельефам – оказалось, что египетские барельефы были призваны записать новыми фигурами и текстами фигуры и тексты эпохи Рюрика. И вот теперь, в данной статье я показал, что и надгробные памятники воинам Рюрика позже были записаны латинскими надписями, хотя сами изображения остались.  Так что в данной статье я продолжил цепь открытий более ранних надписей на уже известных и исследованных археологами материальных артефактах.

    Однако сейчас я пришёл к несколько иному объяснению причин повторного использования древних писчих материалов. Если берестяные грамоты, написанные красками, примерно за 5 веков могли выцвести и стать малозаметными не только из-за выцветания, но и за счёт много более мелкого почерка, то в случае нанесения римских надписей на памятники русским погибшим воинам, тем воинам, которые погибли в войне именно с Римом, я усматриваю иной смысл: торжество победителей! Спустя 5 веков римляне сумели, пусть на несколько десятилетий, захватить родину Рюрика, Крым, и, подобно красноармейцам, оставившим свои граффити на стенах рейхстага в Берлине в 1945 году, римляне оставили свои надписи на военных мемориалах воинам Рюрика. 

    Правда, пока это только предположение, и потребуется время для его проверки, а также, в случае его подтверждения, на распространение и на другие случаи повторного использования артефактов с надписями. Однако мне ясно одно: история Крыма, как минимум, с IXвека н.э., создавалась русскими воинами Рюрика, и лишь пять веков спустя, на какое-то небольшое время, была каким-то образом связана с Римом. Правда, насколько тесно, ещё не вполне ясно.

    Но ясно другое: археологи вполне подготовлены к тому, что все высокие достижения культуры связаны  с Римом и Грецией, но вовсе не с Русью. И, подобно тому, как  я в своё время предпринял большое исследование, чтобы связать этрусков с русским языком и с кривичами, мне, видимо, придётся  предпринять не меньше усилий, чтобы связать историю Крыма с Русью эпохи Рюрика.

    И ещё одно соображение. Распутывая запутанные надписи, образованные камнями (типа датировки в правом верхнем углу на рис.21 или сложного расположения гряды на рис. 23) и сравнивая их с простыми надписями римского типа, я прихожу к выводу о том, что римляне первыми применили очень простые начертания (типа рассмотренных на рис. 18), рассчитанные на очень быстрое восприятие их именно как надписей, за счёт нескольких факторов: откровенно геометрических начертаний, гладкого фона с выпуклым рельефом, усиленного контраста. Это было определённое новшество в ведении информационной войны с Русью в ответ на её военные победы. Позже война продолжилась сначала за счёт переименования русских владений, а потом и за счёт их завоеваний: так, Яросклавия стала Египтом, 30 Аркона Яра – Каиром, Мир Мар – Римом, город Порусье на территории будущей Франции (Парюс) – Парижем, Порусье на территории будущей Германии – областью Пруссией, город Порусье на территории будущей Италии – Перуджей, Славенск на территории Италии – городом Помпея и т.д. В Крыму русское имя нарицательное «полуостров» было заменено греческим с тем же смыслом, «херсонес», и объявлено именем собственным, военный гарнизон на горе, «укреплённый лагерь» воинов Рюрика был назван по-гречески Харакс, хотя это тоже имя нарицательное, а не собственное.

    Еще позже за счёт нескольких реформ календаря, а затем и перетасовывания исторических периодов, Рим времён Рюрика и нескольких столетий позже был отнесён к античности до н.э. и первых веков н.э.,  а древняя Греция была перенесена ещё примерно на тысячу лет ранее. И получилось, что Римское рабовладельческое государство XII-XIIIвв. – это античность примерно III в. до н.э.-V в. н.э., а Римское протобуржуазное государство двумя веками позже – это якобы совершенно другая эпоха, эпоха Возрождения древности спустя чуть ли не тысячу лет. И, что удивительно, многие народы этому поверили. В том числе и археологи сначала Российской империи, затем СССР, позже – постсоветской России. Неумение читать не только неявные надписи, но подчас и явные, отказ от отечественного происхождения многих древних сооружений, желание «разделять ценности мировой археологии» стали питательной средой для принятия этих фальшивых установок исторической науки в области мировой истории. Начиная с эпохи Романовых, из монастырей стали изыматься древние книги, чтобы последующие поколения не сомневались в том, что династия Романовых была законной и в точности следовала всем положениям династии Рюриковичей. Мы согласились с фальшивками.

    Заключение.

    Если раньше мне представлялось, что отсутствие на исторических факультетов кафедр, которые готовили бы эпиграфистов, явилось следствием малой востребованности этой профессии, а также небольшим полем деятельности даже для тех специалистов, которые  работают в системе РАН, то теперь я понимаю, что опытный эпиграфист представляет для сложившейся исторической картины развития миры огромную опасность. Ибо он будет первым, кто начнёт разоблачать исторические фальшивки. Иначе говоря, революционная ситуация в науке археологии назрела настолько, что теперь основные результаты археологических исследований всё чаще оседают а архивах НИИ археологии, которые охраняются от посторонних на уровне секретных объектов. И достаточно их рассекретить, как начнётся цепная реакция разоблачений.  

    1. Археологические находки из усадьбы римского времени передадут музеям Крыма. 17 ноября 2017 года. Источник: http://crimea.ria.ru/society/20171117/1112762493.html

    2. Археолог: находки в районе Керченского моста «перевернули историю». 14 октября 2015 года. Источник: http://crimea.ria.ru/culture/20151014/1101239885.html

    3. При строительстве энергомоста в Крым нашли древнее подземное водохранилище. 2 марта 2016 года. Источник: http://www.tvc.ru/news/show/id/87768

    4. Алтарь, созданный в III веке до н.э., обнаружили археологи. 19 августа 2017 года. Источник: https://secrethistory.su/1862-altar-sozdannyy-v-iii-veke-do-ne-obnaruzhili-arheologi-v-krymu.html

    5. Черненко. В Херсонесе археологи обнаружили уникальные артефакты (фото). 23 сентября 2016 года. Источник: https://secrethistory.su/1642-v-hersonese-arheologi-obnaruzhili-unikalnye-artefakty-foto.html

    6. Древнеримская крепость Харакс в Крыму. Источник: http://hotel-enigma.ru/ekskursii/drevnerimskaya-kreposty-haraks-v-krymu 

    7. Ростовцев Михаил Иванович (1870-1952) // Санкт-Петербургские антиковеды. Источник: http://centant.spbu.ru/spbant/db/rost.html 

    8. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. Раздел «Херсонесское государство. Харакс. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/antichnaya-arheologiya-severnogo-prichernomorya17.html

    9. Остальные поселения на горе Херсонеса // «античные государства Северного Причерноморья». Источник: http://arheologija.ru/ostalnyie-poseleniya-na-hore-hersonesa/

    10. Римляне в Крыму. Источник: https://culturelandshaft.wordpress.com/как-крым-стал-русским/отчёт-о-путешествии-отца-и-сына-скороб/ласпи/римляне-в-окрестностях-ласпи/

    11. Опубликовано видео самого выдающегося археологического открытия 2016 года под Керчью. 27 ноября 2016 года. Источник: http://kerch.biz/obschestvo/41050-opublikovano-video-samogo-vydayuschegosya-arheologicheskogo-otkrytiya-2016-goda-pod-kerchyu.html

    12. Кузнецов Антон. Тур по Севастополю. Источник: https://ok.ru/yuzhnyforp/topic/65810556414910

    13. Карпов Алексей. Большая вода Херсонеса. 18 января 2003 года. Источник: https://slavasev.ru/2003/01/18/bolshaya-voda-hersonesa/

    14. Стойчев Руслан. Балаклава, храм Юпитера Долихена. 6 августа 2016 года. Источник: http://sevastopolinfo.ru/mirkrym/tserkvi-i-hramy/602-balaklava-hram-yupitera-dolihena.html 

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову