Симеиз. Гора Кошка

Чудинов Валерий Алексеевич


Меня уже несколько лет занимают петроглифы Крыма. Правда, они не вполне похожи на привычные петроглифы, что можно видеть на рис. 1.

Оглавление:
  • Петроглифы.
  • Петроглифы Алимовой Балки.
  • Надписи горы Кошки.
  • О Симеизе.
  • Кизил-кобинская культура.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • Петроглифы.

    Рис. 1. Гора Кошка (фотография из Википедии)

    Однако сначала я хотел бы посмотреть, что Википедия понимает под петроглифами: «Петроглифы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.

    Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков». – Последнее положение меня несказанно удивило: под хорошо разработанной системой знаков обычно понимается письменность на том или иной языке. И получается, что пи́саницы не должны иметь письменности. – Абсурд уже по определению!

    Хотя дальше Википедия вроде бы извиняется, заявляя: «Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

    Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

    В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад».

    К сожалению, я не нашел в этой статье словосочетание «Петроглифы Крыма», поэтому был вынужден задать поисковику именно эти слова. И я встретил статью с таким названием, [1]. К сожалению, она меня разочаровала, ибо там было сказано следующее: «Несмотря на то, что Крым был населен людьми еще с эпохи палеолита, петроглифическими памятниками наш полуостров не изобилует. Можно назвать всего несколько мест, где обнаружены наскальные рисунки – Таш-Аирский навес, Алимова балка и Бурун-Кая (гора Утюг) в Бахчисарайском районе, некоторые труднодоступные пещеры на Караби-яйле. Еще 30 лет назад в этот список можно было включить рисунки из древнего святилища в пещере МАН, но сейчас этот памятник безвозвратно утрачен. Преступники (а иначе таких людей не назовешь) отбили кусок скалы с изображениями и увезли. Вероятно, кому-то из коллекционеров захотелось иметь «сувенир». Среди крымских петроглифов встречаются, как выбитые в податливом камне, так и нарисованные красной охрой растертой на животном жире».

    Получается, что мест с петроглифами в Крыму – всего три. Но так ли это?

    Рис. 2. Петроглифы Алимовой балки и моё чтение надписей

    Петроглифы Алимовой Балки.

    «Рисунки охрой в Алимовой балке небольшой скальный навес в Крыму с композицией рисунков, выполненных растертой на животном жире натуральной краскойохрой. Аналогичная по манере и технологии исполнения «галерея» изучена археологами и на правом борту Качинского каньона (в ущелье Таш-Аир), можно предположить об одновозрастности этих изображений и датировать их вторым тысячелетием до нашей эры. К сожалению, даже, несмотря на уединенность и труднодоступность навеса с рисунками, современные «Геростраты» добрались и сюда значительная часть наскальной росписи навсегда уничтожена…

    В 1983–84 годах известный крымский археолог А. Щепинский вместе с группой научных работников и помогавших им школьников из археологического кружка, тщательно обследовал все скальные стенки Алимова урочища. В результате этой кропотливой работы было обнаружено несколько интересных памятников, в том числе уникальные древние рисунки, нанесенные охрой. Они были, пожалуй, самой ценной находкой. Подобных памятников в Крыму единицы. Петроглифы находятся у подножья одного из скальных обрывов, где на сравнительно небольшой площади было обнаружено три группы рисунков. Надежно укрытые в лесных зарослях от посторонних глаз, они пережили тысячелетия. Красная охра потускнела от времени. Лишь одна из этих групп сохранила яркость краски, другая — значительно бледнее, третья вообще слабозаметна и разглядеть что-либо можно лишь вплотную приблизившись к скалам.

    Все три группы петроглифов, расположены на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга и, возможно, являлись частями единого пиктографического комплекса, наподобие панно Таш-Аира.

    Разобрать, что было изображено на рисунках первой группы очень сложно. Краска их, хоть и хорошо сохранила свою яркость, во многих местах осыпалась, оставив на скале лишь невразумительные фрагменты. Слева — какая-то криволинейная фигура, не то солярный знак, не то план какой-то постройки, справа — остатки изображения человека. Ясно видны ноги и нижняя часть юбки. Что было изображено выше человека, вообще, непонятно» [2].

    Это утверждение тоже весьма странно. Сначала я исследую какую-то криволинейную фигуру, не то солярный знак, не то план какой-то постройки слева, которая на поверку оказывается крестом. На верхней части креста я читаю слово ХРАМЫ, на перекладине – РЮРИКА ЯРА, затем в центре я вижу фигуру человека, где ясно видны ноги и нижняя часть юбки. Это – женщина, на руках которой я читаю слова: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА, левее и выше изображения человека я вижу лицо мужчины анфас, без усов и бороды, на котором я читаю подпись: МИМ ЯРА РЮРИКА.

    Имеется еще одно изображение человека анфас, но о нём нет ни одного упоминания в Ялтинском путеводителе. Наконец, что касается слов: Что было изображено выше человека, вообще, непонятно, то я в них сомневаюсь еще больше. Ибо слева вверху я читаю слова: ЯРА РЮРИКА МИРА РЮРИКА ЯРА – ТО ХРАМЫ МАРЫ. Иначе говоря, помимо рисунков, а также внутри них я смог прочитать 17 слов, и еще примерно столько же прочитано не было. Более того, рисунки просто обводили охрой часть надписей, иначе говоря, они были сделаны ПОСЛЕ НАДПИСЕЙ И НА ИХ ОСНОВЕ.

    А из этого следует, что надписи первичны, а рисунки вторичны. Поэтому считать, что при наличии надписей нет петроглифов, равносильно утверждению, что петроглифов нет вообще, ибо сначала были сделаны надписи, а затем – рисунки. Но продолжу цитировать статью [2]: «Краска рисунков второй группы выцвела настолько, что они едва заметны, но зато у изображений четкие контуры, позволяющие различить всадника на коротконогой, длинноухой лошаденке и нескольких мужчин с невероятно длинными руками и короткими ногами, а может просто одетых в балахоны с рукавами до земли.Рисунки Алимовой балки имеют много сходного с петроглифами Таш-Аира. И те и другие создавались представителями одной культурной общности — кемиобинцами, населявшими крымские земли в конце 3 — начале 2 тысячелетия до н.э.» [2].

    На этом изображении всадника на коротконогой, длинноухой лошаденке я читаю слова: СКАЛА РУСИ РЮРИКА. А выше можно прочитать текст: МАРЫ МАСКА. Так что и тут рисунок сделан вокруг надписей; а еще ряд надписей существует без рисунков.

    Итак, путеводитель из Ялты лжёт насчёт того, что рисунки создавались представителями одной культурной общности — кемиобинцами, населявшими крымские земли в конце 3 — начале 2 тысячелетия до н.э. Рисунки, как и надписи, принадлежат эпохе Рюрика, то есть, IX-Х векам н.э. Иначе говоря, моё предположение о том, что рисунки без надписей не существуют, в данном случае не подтвердились.

    И теперь можно перейти к эпиграфическому анализу петроглифов горы Кошки.

    Рис. 3. Моё чтение надписей на основном теле горе Кошки Симеиза

    Надписи горы Кошки.

    На мой взгляд, надписи начинаются уже на самой вершине. Я разбиваю вершину на ряд фрагментов, на которых читаю: на 1-м: ГОРЫ МАРЫ И ХРАМЫ, на 2-м: РУСИ ХАРАОНА ЯРА, на 3-м: РЮРИКА И МАСКИ МИМА, на 4-м: ТО РУСИ, на 5-м: РЮРИКА и на 6-м: СКАЛЫ. В результате получается целая фраза, состоящая из 15 слов: ГОРЫ МАРЫ И ХРАМЫ РУСИ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА И МАСКИ МИМА – ТО РУСИ РЮРИКА СКАЛЫ. Из этой фразы мы узнаём, что надпись сделана так же, как и петроглифы Алимовой Балки, в эпоху Рюрика, и что Русь тогда называлась РУСЬЮ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА, а Крымские горы – ГОРАМИ МАРЫ. Более того, сообщается, что где-то здесь, на скалах не просто Крыма, но именно горы Кошки, находятся храмы и ИЗОБРАЖЕНИЯ (МАСКИ) Рюрика. Иначе говоря, перед нами находится титульная надпись, своеобразный заголовок к остальным текстам.

    Затем я перехожу к чтению наиболее крупной надписи, которая возвышается над диагональным склоном более близкой части горы. Тут я читаю написанное крупными буквами слово ХАРАОНА. Однако отдельно стоящее слово не может быть написано в родительном падеже, за ним должны следовать другие слова. Их я и читаю правее, хотя они написаны буквами средней величины: РЮРИКА МИР. Получается фраза: ХАРАОНА РЮРИКА МИР. По предыдущим статьям о писаницах я понимаю, что МИР РЮРИКА – это более узкая область внутри РУСИ РЮРИКА, а именно – местность пребывания самого Рюрика и подконтрольная именно ему.

    В самом низу горы я читаю слова: КРАЙ РУСИ МАРЫ. Русь Яра и Русь Мары – это два геополитических субъекта, существовавших до объединения их Рюриком. Русь Мары – это нынешняя Евразия за исключением севера Германии. А правее я читаю слова: ЯРА РЮРИКА СКАЛЫ. Они подтверждают заключительную часть титульной надписи.

    Далее я перехожу к чтению хвостовой части горы. Тут я сначала читаю надпись: ХАРАОНА ЯРА МИМ. Она означает, говоря современным языком, ЖРЕЦ ХАРАОНА РЮРИКА. Иными словами, где-то здесь находилась резиденция этого жреца Рюрика. А затем я читаю слова: ВОИНЫ ГОР МАРЫ МИРА РЮРИКА, из чего следует, что в Симеизе той эпохи располагался один из воинских гарнизонов Крыма. А в самом низу я читаю подписи: РЮРИКА МИМА СКАЛЫ МАРЫ, а также ХРАМ МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Иначе говоря, еще раз подтверждается нахождение на этой горной гряде храма Мары, именно на горе Кошке.

    Рис. 4. Моё чтение надписей на голове горы Кошки Симеиза

    Опять-таки я начинаю чтение с вершины скалы. Тут я нахожу надпись: ЯРА МИРА 35 АРКОНА ЯРА. Она меня несколько удивляет, поскольку 35-я Аркона Яра означает будущий Великий Новгород, а гораздо ближе к Симеизу находится Херсонес Таврический, филиал Ладоги, 33-й Арконы Яра. Но, видимо, Рюрику было виднее, кого куда направлять. А ниже я читаю надпись МАСКИ ОХРАНЫ ВОИНОВ. Слово ОХРАНЫ мне встретилось впервые. А слово МАСКИ означают ИЗОБРАЖЕНИЯ. Полагаю, что изображения, которых я насчитал шесть, выглядели достаточно сурово. И воины Рюрика могли предполагать, что они могут отпугнуть врагов. Сами лики я прокомментирую позже.

    На уровне подбородке лика № 1, но много правее, я нахожу жирную букву Х, от которой читаю вправо текст: ХРАМА ВОИНОВ С ВАГРИИ РЮРИКА МИРА. Получается, что МАСКИ ОХРАНЫ ВОИНОВ скопированы с храма воинов Вагрии. Эта надпись находится уже на уровне зелени, то есть, на уровне более близкой к зрителю растительности, и далее зелень загораживает более низкие надписи.

    Теперь я перехожу к характеристике ликов. Лик № 1 с поворотом влево на ¾ можно принять как за мужской, так и за женский. Хорошо видны напряженно всматривающиеся в даль моря глаза, широкий приплюснутый нос, опущенные вниз уголки тонких губ широкого рта, небольшой подбородок. На лице можно прочитать подпись: СВЯТАЯ РУСЬ, эти слова характеризовали РУСЬ РЮРИКА.

    Второй лик повёрнут вправо тоже на ¾ и имеет высоко посаженные глаза монголоидного типа с полукруглыми бровями над ними, очень короткий нос с видимыми ноздрями, небольшой полуоткрытый рот с торчащими нижними зубами. На уровне носа имеется подпись: РОД. А в качестве головного убора лик № 2 имеет лик № 3, запрокинутую вверх голову анфас с открытым до предела орущим ртом, выпуклыми глазами и видимыми ноздрями носа. На уровне лба и глаз читается подпись: ЯРА РОД.

    Лик № 4 находится под ликом № 1 и представляет собой страдальческое лицо анфас с наклоном вправо. Глаза расположены низко, почти на уровне носа пятачком, брови прямые, линия губ – прямая. На пространстве между носом и верхней губой размещается подпись, идущая от правой щеки далеко вправо: ХРАМ МАРЫ.

    Лики № 5 и № 6 находятся справа, под склоном скалы, почти в самом низу. Лик № 5 анфас имеет открытый перекошенный рот; небольшой лик № 6, который я заметил не сразу, тоже анфас, имеет неимоверно крупный улыбающийся рот, который скорее вызывает страх, чем свидетельствует об удовольствии данного персонажа. На лике № 5 имеется подпись: МИМ ЯРА, на лике № 6 – та же.

    Таким образом, на данной скале я обнаружил 6 ликов, 23 слова и 1 число. А вместе с 40 словами, прочитанными на основном теле горы Кошки, это составляет 63 слова.

    Но, разумеется, это не все слова. Я прочитал их только на представленном на рисунке из Википедии ракурсе, где низ горы был скрыт близлежащей растительностью.

    О Симеизе.

    Википедия характеризует этот посёлок так: «Симеи́з (укр. Сімеїз, крымскотат. Simeiz, Симеиз) — посёлок городского типа на южном берегу Крыма. Входит в городской округ Ялта Республики Крым (согласно административно-территориальному делению Украины — Ялтинский горсовет Автономной Республики Крым, центр Симеизского поселкового совета)». – Меня удивило то, что сейчас, когда я работаю над данной статьёй (16 июля 2015 года) Википедия сообщает устаревшие сведения – будто бы Автономная Республика Крым принадлежит Украине, а не России. Если учесть, что Последнее изменение этой страницы: 07:44, 15 июля 2015, то получается, что Википедия не признаёт вхождение Крыма в Российскую федерацию, произошедшее больше года назад, то есть, является не научной, а политически ангажированной энциклопедией.

    В разделе истории Википедия пишет: «В доисторические времена недалеко от Симеиза — в котловине Беш-Текне, у северных склонов горы Ат-Баш — находилась стоянка древних людей. Первыми исторически засвидетельствованными обитателями Симеиза были тавры. В окрестностях посёлка они оставили после себя дольмены и укреплённое поселение на горе Кошка. У подножия горы находится самый большой таврский могильник в Крыму, состоящий из 95 могил. Постоянное поселение в районе Симеиза датируется эллинистическим временем.

    Бывшее укреплёное поселение тавров в средние века превратилось в феодальный замок, господствовавший над сельской округой. Тогда же византийцы, которым в то время принадлежал Южный берег Крыма, основали неподалёку укреплённый монастырь. Возможно, именно в эту эпоху поселение получило своё нынешнее название».

    О византийском монастыре я готовлю особую статью (до него в этих местах существовали ведические храмы эпохи Рюрика), а насчет тавров было бы любопытно прочитать соответствующую статью Википедии: «Тавры (греч. Ταύροι, Ταῦροι) — народ, населявший в древности Тавриду (нынешний Крым). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI в. до н. э., последние — I в. К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы» (греч.Σκυθοταύροι, Ταύροι Σκύθες, Ταυροσκύθες).

    Рис. 5. Крым во втором веке новой эры (из Википедии)

    Этническая принадлежность тавров неясна. Точно не известно, на каком языке говорили тавры, хотя делались попытки отнести его к индоевропейским, (индоиранским) языкам, а в сообщении анонимного автора V века (Псевдо-Ариана) таврский язык назван готским, то есть (германским). Тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической Кизил-кобинской культуре. С таврами археологи связывают многочисленные памятники этой культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму».

    И тут меня заинтересовала Кизил-кобинская культура. И вот что я о ней узнал.

    Кизил-кобинская культура.

    «Странствуя по Долгоруковской яйле, мы вновь оказались над диким труднодоступным Кизилкобинским ущельем. Круг замкнулся. Именно отсюда начинался наш путь в горы по следам древнейших обитателей этих мест.Начало их поиску положил еще в 1879 г. тот же Константин Сергеевич Мережковский. Осмотрев Красные пещеры, он отметил, что Харанлых-Коба, вероятно, была необитаема, так как промывается потоками воды. В Иель-Кобе (Джеил-Кобе, по Мережковскому) условия для жизни человека более благоприятны, однако и здесь никаких следов человеческой жизни он не обнаружил.

    Через 35 лет пещеру Харанлых-Коба обследовал археолог и краевед Сергей Иванович Забнин. В ее правой, возвышенной и незатопляемой части он выявил три культурных горизонта. В верхнем им найдены обломки амфор римского времени, в среднем - обожженные кости животных и глиняные черепки посуды скифо-сарматского времени, в нижнем – кремневые отбойники, серповидные пилы, наконечники копий, скребки, костяные заколки, раковины с просверленными отверстиями, кости животных, черепки грубой глиняной посуды. Здесь же оказался очаг, около которого лежали кости лошади, свиньи, овцы, оленя. Так летом 1914 г. Сергей Иванович Забнин, сам того не подозревая, стал первооткрывателем новой, ранее неизвестной археологической культуры, о которой и пойдет речь в этой главе.

    Следующий этап изучения Кизилкобинского урочища относится к 1920 г., времени утверждения в Крыму Советской власти. Кроме С. И. Забнина, в раскопках участвовали два видных археолога – Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский и Николай Львович Эрнст. В 1921 г. на Туфовой площадке было обнаружено несколько "мусорных ямок", в которых оказался материал, аналогичный тому, что дала Харанлых-Коба. Раскопками 1924 г. было установлено, что, помимо Харанлых-Кобы, следы пребывания человека есть и в Иель-Кобе. В том же году на Туфовой площадке вскрыты еще две "мусорные ямки", землянка и три грунтовых погребения – два детских и одно взрослого человека.

    Третий этап археологического изучения урочища – 1960-1961 гг., когда здесь проводил раскопки археологический отряд Комплексной карстовой экспедиции Академии наук УССР. Работы снова велись в Иель-Кобе и Харанлых-Кобе. В процессе их выяснилось, что урочище было заселено в течение нескольких исторических эпох, но по научной значимости первое место занимают наиболее древние находки, которые связаны с нижним культурным слоем.

    До раскопок 1914 г. подобного материала археологи не встречали, поэтому возраст находок и их культурную принадлежность удалось определить не сразу. С. И. Забнин относил их к концу неолита, Г. А. Бонч-Осмоловский – к бронзовому веку, Н. Л. Эрнст – к эпохе поздней бронзы» [3].

    Точность датировки со стороны археологии меня просто восхищает: на трёх археологов оказалось три мнения (хорошо, что не четыре!)

    «Последующее изучение позволило уточнить дату. Ближе к истине был Н. Л. Эрнст: нижний культурный слой Кизил-Кобы – это ранний железный век, т. е. VII-начало VI в. до н. э. Что же касается культурной принадлежности материала, то она установлена еще в 20-е годы, когда аналогичный материал был выявлен в других местах предгорного Крыма. Назрела необходимость объединить все эти неведомые ранее памятники в одну группу. Это и сделал Г. А. Бонч-Осмоловский в 1926 г., выделив их в особую культуру, которая по месту первых находок в пещере Кизил-Коба была названа "кизилкобинской". Определяющий ее элемент, по мнению Г. А. Бонч-Осмоловского, – керамика двух основных типов: блестящие лощеные черепки преимущественно черного цвета и более грубые с шероховатой поверхностью. Помимо керамики, характерны для кизилкобинцев изделия из бронзы, кости (шилья, наконечники стрел) и в особенности крупные кремневые орудия длиной до 15 см. Изредка можно встретить искусно сделанные наконечники стрел, скребки, резцы и т. д. (рис. 15)» [3].

    Посмотрим, насколько справедливо это мнение.

    Рис. 6. (рис. 15 из [3]) и моё чтение надписей

    Подпись из работы [3] гласит: «Рис. 15. Яйла и Красные пещеры в эпоху раннего железного века. Кизилкобинская культура VII-VI вв. до н.э. (2700-2500 лет назад) по находкам в Красных пещерах. При этом цифры означают: 1 – план и общий вид полуземлянки (по О.И. Домбровскому). Археологические находки из раскопок в пещере и на Туфовой площадке: 2, 7-19 – сосуды; 3 – бронзовый наконечник стрелы; 4 – бронзовый браслет; 5, 6 – кремневые серпы». На всякий случай я решил прочитать надписи.

    Я начинаю с бронзового наконечника стрелы (№ 3). Я его увеличил вдвое и обратил в цвете. И, поставив буквы в ряд, я тут читаю: МИР РЮРИКА. Уже из этого следует, что речь идёт о IXвеке н.э., то есть, археологи ошиблись на 15-16 веков в сторону удревнения. Ничего себе – точность! Выходит, что и четвёртое их мнение было ложным.

    Однако один факт – ещё не доказательство. Поэтому я перехожу к исследованию других надписей. На горлышке сосуда № 2 в прямом и обращенном цвете я читаю слово ХРАМ, а внизу в обращенном цвете – слова МАРЫ, и более крупными буквами – слово РЮРИКА, а над самым донышком мелкими буквами – слова ВОИНОВ ЯРА. Это уже – солидное подтверждение чтения на наконечнике стрелы.

    Далее я обращаюсь к горловине крупного сосуда № 8. Непосредственно под ободком горловины в обращенном цвете я читаю слова ХРАМ МАРЫ ЯРА РЮРИКА, а строкой ниже – слова ЖАРОВНЯ ВОИНОВ. Иначе говоря, и тут речь идёт о храме Мары воинов Яра Рюрика.

    Наконец, меня заинтересовал якобы кремневый серп (№ 5). Он мне очень напомнил бумеранг, найденный в крепости Перник в Болгарии [4, рис. 7].

    Рис. 7. Бумеранг из Перника и моё чтение надписей

    В статье [4] я писал: «Еще одна моя статья посвящена удивительной находке Х-ХII вв. в Болгарской крепости Перник [5:45, рис. 32]. На первый взгляд костяной предмет похож на австралийский бумеранг, с которым мы его и сопоставляем, рис. 6-25-1. Однако, несмотря на внешнее сходство, необходимо уточнить название предмета, прочитав надпись. Надпись гласит КЪРУДИЛО, где Д есть озвонченный звук Т. Стало быть, предмет называется КРУТИЛО [6:125], что и означает славянское название бумеранга». А на данном предмете я читаю в обращённом цвете только последнюю часть слова, -ЛКА, что может означать слово КРУДИЛКА. Зато дальше я читаю слово ХРАМА, затем вижу схематический рисунок двух бегущих людей, затем вижу букву Е, и, наконец, слово РЮРИКА, что на современном языке означает: БУМЕРАНЖИК ХРАМА ЕСТЬ РЮРИКА. Иначе говоря, не исключено, что данный бумеранг принадлежал лично Рюрику.

    Итак, помимо одного предмета с надписью РЮРИКА, а обнаружил еще не менее трёх предметов с аналогичной надписью. Получается, что как минимум 4 предмета из 18 (то есть, чуть менее 25 %) не относятся к предполагаемой археологами эпохе. А отсюда следует, что реконструкции хижины и одежды человека не соответствуют эпохе Рюрика.

    Но зато прочитанные слова полностью соответствуют словам, прочитанным как на петроглифах Алимовой балки, так и на горе Кошке Симеиза.  

    Рис. 8. Голова горы Кошки с юго-западного угла и моё чтение надписей

    Далее я перехожу к фотографиям, сделанным моей читательницей и хорошим другом нашей семьи Еленой Гуременко-Еленчиной, жительницей Симеиза. На первой фотографии представлен верх головы горы Кошки с юго-западной стороны. Поскольку освещение этой горы иное, выделенные прежде лики на ней выглядят иначе.

    Сначала я выделяю лик на ребре скалы примерно на среднем уровне. Это – мужское лицо анфас с очень тонким носом, пышными висячими усами, небольшой бородкой клинышком, большими глазницами и бровями домиком. Ото лба и до бороды в четыре строки на лице можно прочитать подпись: ЯРА ХРАМ ХАРАОНА РЮРИКА. Иначе говоря, где-то на этом уровне внутри скалы находится храм Яра Руси Рюрика, а данный лик напоминает портрет Рюрика.

    На этом же лике, но чуть правее можно видеть иной лик, который я сопоставляю с ликом № 1 на рис. 4. Он также дан анфас, тогда как на рис. 4 был показан с поворотом влево и при другом освещении. Но короткий нос, видимые ноздри, опущенные уголки губ сохраняются, естественно, при любом освещении. А прочитанные выше слова относятся, разумеется, и к этому лику.

    Я выше на том же ребре скалы находится лик старика анфас с носом-уточкой, горизонтальными усами и длинной бородой. Здесь тоже в четыре строки можно прочитать подпись: ХРАМ РОДА МАРЫ ХАРАОНА ЯРА. Иначе говоря, это храма Рода Руси Мары хараона Рюрика.

    Имеется и четвертый лик на правой части скалы наверху. Это – женское лицо в правый профиль. На нём имеется соответствующая подпись: МАРЫ ХРАМ. Таким образом, на верхней части головы горы Кошка имеется три храма: сверху Рода и Мары, ниже, на уровне средней части – храм Яра.

    Рис. 9. Моё чтение надписей на двух сторонах головы горы Кошки

    На западной стороне горы Кошки надписей оказалось так много, что я был вынужден весь рис. 9 сделать полем дешифровок. Но сначала я решил дочитать надписи южно стороны. Так, под ликом Мары и справа от двух ликов Яра я читаю опять четыре строки подписей: МАРЫ МАСКА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА, написанных буквами с охристым оттенком. Эта надпись завершается дополнением: словом ВОИНА, выполненного буквами серого цвета скалы.

    Ниже я читаю надпись буквами среднего размера: МИРА МАРЫ ВАГРИИ ЯРА, а затем: РАКА ВОЙСКА МИРА РЮРИКА ЯРА. Эта надпись означает, что часть контингента воинов из Вагрии Яра, погибших в этих местах, не была захоронена, а была погребена в виде мощей в раке, которая, видимо, сохранилась в одном из храмов, скорее всего, в храме Яра.

    Затем я перехожу к рассмотрению западной стороны головы горы Кошка. Сначала я читаю надписи на вершине. Тут я читаю начало фразы: МИРА ХАРАОНА В МАРЫ РУСИ СКАЛА ЯРА РЮРИКА. Получается, что именно эта часть головы горы Кошки находится скала именно Яра Рюрика. Ниже я читаю продолжение: ХРАМ РЮРИКА И МАРЫ И ХАРАОНА РЮРИКА МАСКА СКИФА ЯРА. Иначе говоря, помимо храма Рюрика и Мары на этой скале здесь находится ИЗОБРАЖЕНИЕ скифа Яра Рюрика.

    На самой нижней левой части я читаю слова: ЯРА МИР. РЮРИКА ЯРА ХРАМ СКИФА. По сути дела это – подтверждение предыдущих надписей.

    После такой фиксации основных надписей можно переходить к рассмотрению деталей. Вначале я решил рассмотреть лик Рюрика (фото Елены Гуременко-Еленчиной).

    Рис. 10. Лик Рюрика и моё чтение надписей

    Хотя в задачу данной статьи не входит подробное рассмотрение храмов горы Кошка, я всё-таки остановлюсь на рассмотрении лика Рюрика подробнее. Он выглядит огромным, занимая не менее 7 этажей, образующих строки надписей. На 1-й строке я читаю слова РЮРИК ИЗ 33, на 2-й – АРКОНЫ, на 3-й ЯРА. Насколько я понимаю, это – характеристика самого Рюрика, а не его изображения.

    А справа на верхней части лика Рюрика имеется квадратная дверь со скругленными углами, а на верхней кромке лика – нечто вроде карниза, по которому можно подойти и, возможно, спуститься к этой двери, занимающей не менее двух этажей. На лицевой поверхности двери изображено нечто вроде женского лика анфас, и по логике вещей это должен быть лик богини Мары. На верхней части «двери» можно прочитать подпись, МАРА. А на нижней следует продолжение: И ХРАМА РЮРИКА МАСКА, то есть, И ХРАМА РЮРИКА ИЗОБРАЖЕНИЕ. Именно это изображение и помещено на рис. 10.

    Правда, я не уверен, настоящая перед нами дверь, или ложная. Если настоящая, то неясно, как она должна открываться. Если поворачиваться на внутренних петлях, то места для этого нет. Открывание в наружную сторону бессмысленно, ибо снаружи войти невозможно; открывание в сторону скалы тоже весьма затруднительно, ибо толстый ближний край при повороте упрётся в соседний участок ближайшей скалы, не давая двери повернуться. Если дверь сдвижная, то при сдвиге вправо она могла бы уйти в чернеющее справа отверстие, однако этому препятствует верхний камень. Сдвиг влево означал бы, что многотонная махина должна повиснуть над пропастью, что тоже маловероятно. Так что единственная остающаяся возможность ее открывания – это ее сдвиг параллельно самой себе прямо, но вправо от лика на небольшое расстояние. При этом перед ней не должно быть людей, иначе махина их может сбросить в пропасть. Словом, пока этот камень для меня – загадка.

    Ниже на щеке лика, справа от его носа, находится женский карикатурный лик анфас. Справа над ним я читаю слова: КРАЙ МАРЫ. А на уровне носа этого лика и ниже я читаю слова: МАРЫ МИМА И ХРАМА РЮРИКА МАСКА. Из этого следует, что большой лик (изображение) принадлежит Рюрика, а малый лик на его щеке – храму Мары, его жрице. Эта же надпись образует усы лика Рюрика.

    Еще ниже, на уровне середины бороды лика Рюрика, можно прочитать слова: СВЯТАЯ РУСЬ МИРА, а ниже – МАРЫ. Итак, в Крыму располагалась СВЯТАЯ РУСЬ МАРЫ – задолго (за 5 веков) до образования Османской империи и прихода сюда татар.

    А ниже я читаю слова: И МАССКА (именно с двумя С) МАРЫ И ЯРА РЮРИКА С КРАЯ РУСИ ЯРА. Иначе говоря, изображение Мары и Яра Рюрика было скопировано с изображений Руси Яра. Насколько я понимаю, это изображение Рюрика символизирует нахождение внутри него и вдоль юго-западной стены храма Рюрика.

    Тут у меня возник вопрос: действительно ли именно тут, на Симеизе, находится изображение Рюрика и его храм? Вроде бы скала Парус с упоминанием места и года рождения Рюрика находится вблизи Фороса, и было бы логичнее иметь изображение (маску) Рюрика и его храм именно там. Так что меня теперь интересуют горы южного берега Крыма напротив Фороса, что я показываю на рис. 11. Фотография сделана мною.

    Рис. 11. Скалы Крымских гор напротив Фороса и моё чтение надписей

    Мне показалось, что здесь также имеются изображения мужчин. На рис. 11 я читаю надпись на вершине горы. Здесь можно видеть такую надпись: МИМЫ ЯРА ХРАМА СКИФА ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, здесь показаны не изображения самого Яра Рюрика, но рисунки лиц его жрецов. Так что данную надпись я считаю титульной.

    Однако это не отменяет поиски самих изображений. Лик № 1, изображающий старческое лицо анфас, имеет закрытые глаза, короткий нос, полуоткрытый рот, усы и небольшую бороду. Слева и правее через этот лик написаны слова: РУСЬ СВЯТАЯ ЯРА РЮРИКА. Это уже второе упоминание Святой Руси, но теперь в комплекте с именем Яра Рюрика. Так что мы видим подтверждение той мысли надписей, что именно Крым является Святой Русью. – Ничего подобного ни в одной книге исторического содержания я не читал! Вместе с тем, это изображение подписи не имеет.

    Лик № 2 анфас передаёт также старческое лицо, расположенное справа внизу на скале, на котором не видно глаз, усы и рот образуют букву «А», а бородка имеет средний размер. На портрете имеется подпись: РЮРИКА ЯРА МАСКА, то есть, РЮРИКА ЯРА ИЗОБРАЖЕНИЕ. Иначе говоря, и на скале напротив Фороса выбит портрет Рюрика, однако он меньше по размерам, чем на скале против Симеиза, и показывает Рюрика в старости. Вряд ли такому изображению будет сопутствовать храм Рюрика.

    Наконец, я рассматриваю третье изображение, находящее внизу скалы над деревьями. Лик № 3 представляет собой крупное мужское лицо анфас, одетое в головной убор; глаза у него дублируются. Вероятно, это не передаёт желание автора изображения нарисовать человека с 4 глазами, возможно, что на лоб криво натянуты очки. Едва заметны ноздри, усы, закрытый рот и небольшая бородка. На изображении я читаю подпись: РОДА МИМ.

    Таким образом, изображение гор напротив Симеиза ближе к храму Яра Рюрика, чем маски скал напротив Фороса.

    Обсуждение.

    Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех надписей и ликов горы Кошки Симеиза, меня привлекла задача выявления основных ликов и наиболее крупных надписей. Полагаю, что эту задачу я решил.

    Уже исследуя такие объекты Крыма, как скала Парус вблизи Фороса, мыс Херсонес Севастополя, надписи сооружений на горе Мангуп, я понял, что перед нами находятся древние сооружения эпохи Яра Рюрика, то есть, конца IX-начала Х века. Однако археологи утверждают, что это – не самые древние петроглифы, имеются более древние, которые оставили древние тавры. Но петроглифы Алимовой Балки оказались именно надписями и изображениями на СКАЛЕ РУСИ РЮРИКА.

    Более того, ряд предметов из подборки артефактов под названием «Кизилкобинская культура» оказались опять-таки с надписями, упоминающими Рюрика [7]. Хотя статья украинская, первая фотография из подборки показывает щит с планом пещеры и подписью, которая показана на рис. 12.

    Рис. 12. Сведения о Красной Пещере

    Протяженность пещеры и ее отдельных залов потрясает! Но действительно ли эта пещера посвящена такрам или кизилкобинцам? К рассмотрению еще одного изображения из данной пещеры я вернусь чуть позже, а теперь приведу рад соображений из статьи [8]: «Пещерные города Крыма не только будоражат воображение, восхищают путешественников своей красотой и таинственностью среди удивительной природы полуострова с лесами, ущельями и головокружительными обрывами, но и оставляют массу вопросов, на многие из которых нет определенных ответов, только версии и предположения. Как например по части того, с помощью каких технологий не сотни, а тысячи лет назад в труднодоступной горной местности создавались оборонительные сооружения и объекты жизнедеятельности.

    Вместе с созданием пещерных комплексов, древнейшие обитатели полуострова возводили мегалитические конструкции, в том числе дольмены, которые еще называют "таврскими ящиками". В одном из своих трудов энциклопедист Джеймс Фрейзер поясняет, что в эти каменные ящики 3—4 тысячи лет назад служители древних таврских культов (а их выбирали исключительно среди женщин), заключали не что иное, как человеческие души. Якобы по сакральной традиции дольмены считались идеальными аккумуляторами трансперсональной энергии.

    "Увы, практически все дольмены археологи находили уже разграбленными, — говорит Денис Симоненко. — Лишь в некоторых из них были человеческие останки, и это можно объяснить более поздним использованием построек. Есть свидетельства о том, что когда ученые открыли один из нетронутых "ящиков", из него вырвался мощный пронзительный звук, который первооткрыватели сравнили с криком человеческой души". И этот нюанс в своей доказательной базе приводят сторонники звуковой версии обработки камня, говоря о том, что силой звука можно влиять на свойства горной породы. "Чем сильнее звук, тем выше вероятность того, что он приведет к разрушениям. Но основная проблема — это поймать резонансные частоты, то есть те частоты, на которых система даст мощный отклик и на которых все разрушится", — уточняет кандидат физико-математических наук Александр Рыбась».

    И в качестве примера автор рассматривает дольмен Крыма без указания конкретного адреса, рис. 13.

    Рис. 13. Дольмен Крыма и мой чтение надписей

    Подпись Евгения Кривенко под рис. 12 гласит: «Дольмен.В свои каменные "ящики" тавры заключали душу человека. Фото: Д. Симоненко». Однако я по своим чтениям надписей на дольменах знаю, что сами дольмены представляли собой маленькие каменных храмы Мары.

    Чтение я начинаю с верхней крышки дольмена. Здесь я читаю слова: КРАЙ ЯРА РЮРИКА. ХРАМ МАРЫ РЮРИКА. Уже в который раз я читаю слова о Рюрике – и ничего о таврах! Далее я перехожу к чтению надписей на боковой стенке прямо перед фотографом (дольмен показан сбоку, а передняя стенка с круглым отверстием находится на фотографии справа). Здесь я читаю слова, написанные очень крупными буквами: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА. И опять – никакого упоминания тавров!

    Слева, на торце задней стенки дольмена я читаю слова: 32 ГОД ЯРА, а ниже – 33 АРКОНА ЯРА. Первая датировка, переведенная в понятное для нас летоисчисление, даёт дату 888 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Где же тут VII-начало VI в. до н. э. VII-начало VI в. до н. э.? Ошибка археологов в датировке тавров или кызылкобинцев составляет 15-15 веков! А вторая надпись означает приписку дольмена к Херсонесу Таврическому, что тоже никак не возможно для тавров.

    Но вот я перехожу к статье Википедии «Красные пещеры»: «Кра́сные пеще́ры или Кызы́л-Коба́ (укр. Червоні печери, Кизил-Коба, крымскотат. Qızıl Qoba, Къызыл Къоба) — система из нескольких пещер расположенных в Крымских горах на отрогах Долгоруковской яйлы в 3 км от села Перевального (Ангара) Симферопольского района. 7 августа 1963 года на территории комплекса был создан одноименный геологический памятник природы общегосударственного значения общей площадью 33 га».

    Из украинского варианта этой статьи я заимствую титульную фотографию, рис. 14.

    Рис. 14. Подземная река в пещере Кызыл-Коба и моё чтение надписей

    Возможно, в этой пещере мне удастся что-либо узнать о таврах? Чтение я начинаю с левой верхней части арки. Тут можно видеть слова: С МИРА РЮРИКА СКИФА, что сразу же упоминает имя Рюрика.

    Внутри арки видна сфера макоида, которые весьма часто встречаются в пещерах, причём в большем количестве. Увеличив размеры вдвое, я с удивлением понял, что все буквы внутри него могут быть прочитаны. И надпись гласит: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА МИРА РЮРИКА. Вероятно, это – некоторое дежурное образование тонкого мира, призванное охранять пещеру.

    На арке пещеры можно видеть целый ряд ликов, однако я выделяю только два. Первый – малый, в левый профиль, имеет небольшое сходство с Рюриком. На нём я читаю слова: ЯРА РЮРИКА ХРАМЫ. Большой лик в левый профиль находится чуть левее центральной трещины и показывает энергичное лицо с немного закруглённым носом, небольшими усами и выдающимся подбородком с маленькой бородой. На этом лике я читаю продолжение: КРАЯ МАРЫ.

    Наконец, на полу, вправо от места прямо под макоидом, я читаю слова: МАСКА ЯРА РЮРИКА В СТАНЕ РЮРИКА. Из этой надписи следует, что перед нами находится изображение Рюрика в этой пещере, относящейся к стану воинов Рюрика.

    Словом, ни в одном месте, которое археологи относят к местам нахождения тавров или кызылкобинцев, мною не найдено ни одной надписи со словом ТАВР, и тем более, КРАСНОПЕЩЕРЕЦ ли КЫЗЫЛКОБИНЕЦ. Везде я читаю только одно: храмы Рюрика, станы Рюрика, храмы воинов Рюрика.

    На основании сказанного я делаю вывод: тавры или кызылкобинцы – это воины или жрецы Рюрика, создавшие огромные буквы надписей на горах, подписи дольменов, знаки на посуде или лики в пещерах.

    Но тогда возникает вопрос: почему же греки (в моём представлении, скорее всего, византийцы) назвали их ТАВРАМИ? Напомню, что по-гречески слово ТАУРОС означает БЫК, то же самое, что и русское слово ТУР. Почему же византийцы назвали Крым Рюрика СТРАНОЙ БЫКОВ, Тавридой? Разумеется, не из-за скотоводства. Ибо скотоводство существовало во многих странах Европы. Может быть из-за бога Яра, чья зооморфная ипостась была именно быком Туром? – Возможно. Но гораздо ближе будет уточнение: это не только указание на бога Яра, но и на Яра Рюрика! Таким образом, византийцы назвали Крым правильно: страна Яра! Только Рюрика.

    Так что при ближайшем рассмотрении тавры, киммерийцы и воины Рюрика оказались одними и теми же людьми.

    Рис. 15. Сталагмит Красной пещеры и моё чтение надписей

    Наконец, я приведу в качестве примера сталагмит из Красной пещеры, приведенный в качестве первого примера русского варианта статьи о Красной пещере русского варианта Википедии.

    Я смог прочитать на этой скульптуре такие слова: на голове – ТО ЯРА ХРАМА, на воротнике – И МАСКА СКИФА, на груди – ЯРА РЮРИКА. На нижней части скульптуры я читаю слова: МАСКА КРАЯ ЯРА РУСИ МАРЫ. МАРЫ МИМЫ. Возможно, на статуе имеются и другие надписи, но меня устраивают и эти. Итак, перед нами – еще один лик Рюрика, и именно из Красной пещеры. Так что это – дополнительный артефакт в подтверждение основного моего вывода.

    Ну, а гора Кошка – это гора храмов воинов Яра, то есть, храма Мары и храма Яра. Но исследование храмов в мою задачу не входило. Это должно стать предметом исследования иной статьи.

    Заключение.

    Крым как Святая Русь Рюрика заслуживает достаточно подробного исследования, и я надеюсь его продолжить в ближайшее время.

    Выражаю благодарность за предоставленные фотоматериалы Елене Гуременко-Еленчиной.

    Литература.

    1. Петроглифы Крыма. Источник: http://golovina14.narod.ru/Petroglifi.html
    2. Рисунки охрой. Ялта, путеводитель и справочная информация. Источник: http://jalita.com/guidebook/bakhchisaray/alimov_pictures.shtml
    3. Кизилкобинская культура. Красная пещера. Книги. Крым. Источник: http://adminland.ru/crimea/books//268957/part04.htm
    4. Чудинов В.А. Заметки становятся серией. Сайт chudinov.ruот 17 марта 2007 года
    5. Крепостта Перник, VIII-XIV вв. София, 1992
    6. Чудинов В.А. О славянском названии бумеранга (?) // Экономика, политика, культура. Сб. научных докладов. Научные доклады Московского общественного научного фонда, вып. 58. М., 1998
    7. Кизил-Коба. Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Цю сторінку востаннє змінено: 10:52, 7 липня 2015. Источник: https://uk.wikipedia.org/wiki/кизил-коба
    8. Кривенко Евгений. Неизвестный Крым: «Пещерные» технологии. Под Севастополем и возле Бахчисарая сохранились загадочные объекты скального зодчества Источник: http://www.segodnya.ua/regions/krym/Neizvestnyy-Krym-peshchernye-tehnologii-458100.html
    9. Сайт Елены Гуременко-Еленчиной: http://www.villa-elena-simeiz.ru/

Комментарии:

Шандор
21.07.2015 01:07
Интересно, что никто не спрашивает, почему Путин сказал что в Крыму истоки руской духовности и государственности. С детства бесят меня двойные буквы в словах.
Ольга Подгорная
21.07.2015 09:07
Наш Крым ! Наш ! Вечная слава нашим прапредкам, будто знали, что Русь отодвинут на задний план, и скажут, что так и было. Валерий Алексеевич, ваш труд, он не просто научный, а державный ! Благодарю Вас, и горжусь Вами !5
Леонид
02.03.2016 23:03
Очень интересно! Спасибо

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову