Томская писаница

Чудинов Валерий Алексеевич


После того, как в статье о писанице на реке Лена (Шишкинской писаницы) я обнаружил присутствие неизвестного исторической науке образования под названием Вагрия Мары эпохи Рюрика [1], я решил рассмотреть ряд других писаниц – не являются ли они продолжением той самой писаницы? И я начал с Томской писаницы.

Оглавление:
  • О Томской писанице.
  • Википедия о Томской писанице.
  • Скала с изображением воинов.
  • Скала с изображением лося.
  • Скала с личиной.
  • Скалы на реке Томь.
  • История датировки.
  • Достижения Окладникова.
  • Томская писаница.
  • Тутальское изображение.
  • Обсуждение.
  • Заключение.
  • Литература.
  • Комментарии
  • О Томской писанице.

    Рис. 1. Видимо, одна из древнейших композиций и моё чтение надписей

    Рис. 1 я заимствовал из галереи [2] с рядом рисунков. Там я встретил такой текст: «Томская писаница – уникальный памятник наскального искусства, культуры и истории народов Сибири. Первые сведения о рисунках на р. Томь появились в начале XVII в. С тех пор интерес к Писанице не ослабевал».

    Иначе говоря, никакого конкретного места в качестве подписи к данной фотографии не обозначено. Но зато в работе [3] я читаю такие строки: «Первую прорисовку с фотографии памятника в начале 20 века сделал Н. Я. Овчинников, землеустроитель от Кабинета Его Императорского Величества. Можно сказать, что он положил начало научному документированию Томской писаницы», после чего показан рис. 3. Я не верю глазам своим: так это же прорись рисунка 1! Что там ухитрился прочитать Н.Я. Овчинников, я не знаю, однако я всё-таки попытаюсь понять, ибо меня очень интересует отличие археологии от археоники. А пока я приступаю к чтению надписей на рис. 1.

    Чтение я начинаю слева, с верхней части скалы, где первыми словами являются: МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ. Очень знакомый текст, хотя слово МАСТЕРСКАЯ встречается не часто. Далее, двигаясь вправо, я читаю надписи на траве, то есть, вегетоглифы. Первый из них гласит: КРАЙ ЯРА РЮРИКА. – Так это же именно то, что я ищу! Я ищу земли, носящие имя Яра Рюрика. И, наконец, чуть ниже на скале я читаю слова: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА. Так что принадлежность данного места краю Рюрика тем самым подтверждена.

    Рис. 2. Продолжение чтение надписей на данной скале в моём анализе

    Понятно, что надписей значительно больше, чем прочитанные три, так что я продолжаю их чтение. Сначала я читаю надпись в центре скалы. Тут написано: СЕ ЯРА МАРЫ МАЯК ЯРОВ. Очень крупная буква «С» вырублена из скалы в 3 человеческих роста. Остальные буквы выдаются тёмным цветом, они мельче. Полагаю, что это – титульная надпись.

    Затем я читаю надпись на правом верхнем наклонном фрагменте скалы. Она гласит: КРАЙ МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Полагаю, что тут имеется в виду КРАЙ МАРЫ РУСИ РЮРИКА. А прямо под титульной надписью можно прочитать такой текст: СТАН ВОИНОВ ЯРА. Иначе говоря, рядом с этой скалой размещался один из воинских гарнизонов Рюрика.

    Слева на среднем уровне из скалы выпирает фрагмент, имеющий вид прямого угла. На его грани я читаю продолжение предыдущей надписи: СКЛАВЯН МИРА РЮРИКА. Иначе говоря, основной этнический состав данного войска Рюрика был представлен славянами, а не скифами.

    Кроме того, на этом же фрагменте можно прочитать принадлежность данного края к определенному городу из известных во времена Рюрика. Это – 33 АРКОНА ЯРА, то есть, объединение городов Ладога-Херсонес Севастопольский.

    На том же фрагменте, где я прочитал надпись большими буквами слово СТАН, имеются и более мелкие буквы, которые образуют слова МИР ЯРА, и далее: ТО РУСИ ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, здесь уже прямым текстом говорится о принадлежности данной области к Руси Рюрика Яра.

    На нижней части скалы имеется пешеходная тропа. Слева к ней ведет деревянный мостик на металлических опорах с перилами. Продолжением тропы является диагональный подъём, поросший травой и выделяющийся желто-зеленым цветом. Здесь я читаю слова: РУСЬ ЯРА РЮРИКА КРАЯ РУН ЯРОВЫХ. Под РУНАМИ ЯРОВЫМИ имеются в виду РУНЫ РОДА, то есть, БУКВЕННАЯ РУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. Указание на неё означает, что в этом краю не только говорили, но писали по-русски.

    Далее меня интересует участок скалы у воды слева, под мостиком. Здесь можно прочитать слова: ХРАМЫ МИМА И ВОИНА ИЗ 33 АРКОНЫ ЯРА, а на продолжении этой скалы вправо – слова: МАСКИ РУСИ ЯРА РЮРИКА. Под МИМОМ И ВОИНОМ понимался, естественно, ЯР РЮРИК, который пришел сюда из 33 Арконы Яра, то есть, из Ладоги. А слова МАСКИ РУСИ ЯРА РЮРИКА означают, что на этой скале имеются изображения в стиле Руси Рюрика. Кроме того, подтверждается принадлежность данного края именно 33-й Арконе Яра.

    Следующий нижний участок скалы у воды имеет наклон вверх, и на нём можно прочитать текст: ГОД ЯРА 38-Й ВАРЯГА РЮРИКА И РУСИ ЯРА РЮРИКА. – Как и на одном участке Ленской или Шишкинской писаницы, годом строительства данного воинского стана явился 13-й год после смерти Рюрика. Что же касается датировки Руси Яра Рюрика, то названа неофициальная дата создания Руси Рюрика, дата де-факто, ибо де- юре Русь Рюрика была провозглашена на 30 лет позже. А датировка «38-й год Яра» в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает 894 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, самый конец IXвека.

    Имеются на скале и лики, те самые, о которых упоминала одна из надписей. Первый из них находится справа от выступающего углом фрагмента скалы. Это – женское лицо в правый профиль, с коротким носом, выпяченными губами и коротким подбородком. На уровне глаз написана подпись МАРА, а ниже идёт дополнение – МИРА РЮРИКА. Понятно, что так символически обозначен храм Мары.

    Второй женский лик в правый профиль находится справа от скалы, он немного порос травой. В отличие от левого лика у него крупный нос, очень длинная носогубная складка, впалый рот и крупный подбородок. На вегетоглифе я читаю слова: МИМА МАРЫ. Иначе говоря, при храме Мары находилась и резиденция его жрицы.

    Справа от лика мимы Мары я читаю последнюю надпись, также отчасти выполненную на траве: ХРАМ МИРА ЯРА РЮРИКА ХАРАОНА. Иначе говоря, ХРАМ МАРЫ РУСИ РЮРИКА. Что еще раз подтверждает приведённые выше чтения.

    Я не могу сказать, что прочитал все надписи данной скалы. Однако и прочитанных 58 слов и 3 чисел вполне достаточно, чтобы сказать, что скала буквально пестрит надписями. И тем удивительнее было перейти к анализу рис. 3.

    Рис. 3. Прорисовка той же скалы Н.Я. Овчинниковым в сравнении с ее текстом

    Я решил сравнить прорисовку скалы Н.Я. Овчинниковым с тем текстом, который на ней написан. Сначала я рассматриваю центр скалы с титульной надписью, где я читаю слова СЕ ЯРА МАРЫ МАЯК ЯРОВ. А на прорисовке мы видим разбросанные по скале буквы; однако, если их соединить в том порядке, в каком они нарисованы, получается текст: СТЕ ХААК ВУ ОНД. Иначе говоря, буквы тут изображены русские, а текст остался совершенно непонятным.

    Далее я сравниваю лик Мары в правый профиль с изображенным на прорисовке ликом в левый профиль. Иначе говоря, Овчинников изобразил фон для лика, придав ему смысл лика, причем повернутого в левый профиль. И вместо слов: МАРА МИРА РЮРИКА мы читаем внутри этого нового лика непонятные слова: ЯХМИ ЛЧИ.

    Наконец, автор рисунка изображает соседний участок скалы, на котором буквы так же раскиданы, как и на всех остальных. Тут можно прочитать слова: ХА ИАВП.

    Какой же вывод можно сделать из данного изображения? Можно высоко оценить рисунок Н.Я. Овчинникова как первую СХЕМУ данной скалы, после чего можно было привлечь внимание общественности к ней как к памятнику истории. Иначе говоря, весьма высока заслуга Овчинникова как первооткрывателя Томской писаницы. Однако, с точки зрения эпиграфики данная схема никак не может считаться основой для чтения.

    Рис. 4. Портреты исследователей Томской писаницы

    Далее в статье [3] можно прочитать: «Первое серьезное исследование писаницы было проведено в 60-е годы ХХ века сотрудниками кафедры археологии Кемеровского госуниверситета под руководством А. И. Мартынова. Древние рисунки были скопированы на кальку, сделаны их прорисовки, проведена датировка и интерпретация. Результаты этой работы были опубликованы в книге А. П. Окладникова и А. И. Мартынова «Сокровища Томских писаниц» (1972 год). В настоящее время работы на памятнике продолжаются. В первую очередь, это документирование. Оно включает в себя фотофиксацию, копирование петроглифов на микаленткую бумагу; прорисовку изображений, а также всех скальных повреждений на прозрачные материалы; изготовление силиконовых матриц с плоскостей с рисунками. Большим вниманием посетителей пользуется скала в настоящее время. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения сохранности этого уникального памятника древнего наскального искусства. К сожалению, все мероприятия по сохранению памятника окажутся малоэффективными без нашего бережного отношения к своему культурному наследию».

    С последними словами вполне можно согласиться. Однако о том, что перед нами находится храма Мары, а также, что данная местность входила в Русь Рюрика, нет ни слова. Иначе говоря, о Рюрике и его эпохе даже эти археологи не подозревали.

    Рис. 5. Томская писаница. Камень на вершине скалы

    Википедия о Томской писанице.

    «То́мская пи́саница» — историко-культурный и природный музей-заповедник в Яшкинском районе Кемеровской области. Создан в феврале 1988 года на базе одной, самой южной, группы скал в нижнем Притомье, протянувшихся на расстояние 50 км (от деревни Писаная в Яшкинском до города Юрга в Юргинском районе) и испещрённых наскальными рисунками. Кроме Томской писаницы, здесь обнаружено ещё семь местонахождений наскальных рисунков.

    Музей-заповедник расположен в лесопарковой зоне в 50 км к северо-западу от Кемерово, на площади в 140 га на правом берегу Томи, где сохранилось 280 наскальных рисунков IV—I тысячелетий до н. э. В 1998 году музей «Томская писаница» стал победителем всероссийского конкурса «Музей года». В 2007 году музей-заповедник посетили 74,3 тысячи человек (в 2006 году — 58 тыс. человек).

    По мнению археолога И. В. Ковтуна, «Томская писаница» известна с 1630 года и является первым летописным петроглифическим комплексом, открытым в Северной Евразии. Для российской и европейской науки памятник открыт Д. Г. Мессершмидтом во время его путешествия по реке Томь из Томска в Кузнецк приблизительно 15 июля 1721 года».

    Рис. 6. Карта наскальных рисунков Томской писаницы от музея до города Юрга

    На этой карте мы видим, что помимо названия «Томская писаница» вблизи деревни Писаная возле деревни Новороманово имеется еще 4 региона писаниц: «Крутая», «1-я и 2-я Новоромановская», «Висячий камень», а вблизи деревни Поломошное – еще две писаницы: Никольская и Туспальская. Таким образом, имеется несколько (точнее – 7) регионов с наскальными рисунками.

    А на рис. 7 показан один из древних рисунков. В Википедии он назван: «Томская писаница. Одно из наскальных изображений». А на сайте [4] та же фотография показана крупнее и на фоне ступеней и лестницы, что позволяет понять масштаб изображения. Кроме того, на ней убраны неинформативные участки скалы.

    Рис. 7. Скала с изображениями воинов

    Скала с изображением воинов.

    На рис. 7 [4] изображения и рисунки помещены с поворотом по часовой стрелке примерно на 45 градусов. Сами изображения примерно в рост человека, одеты в нечто вроде кольчуги, поэтому их можно понять как воинов. У нижнего воина сохранилось изображение лица в правый профиль, возможно, что только лицо (но не его черты) и правая рука сохранились у верхнего воина.

    На более далёкой скале (у перил ограждения) можно видеть несколько ликов. А прямо от основания ближайшего столба ограды идёт вдаль выбитая на склоне небольшая неявная надпись: МАЯК ХРАМА МАРЫ. Вероятно, это – титульная надпись, и мы найдем здесь интересные лики и подписи.

    Прежде всего, меня заинтересовала фигура нижнего воина, чьё изображение я поворачиваю на 90 градусов против движения часовой стрелки. Здесь я выделяю первый мужской лик в правый профиль с усами и бородой, а пред ним на диагональной строке я читаю подпись: ХАРАОН ЯРА ДОМА. Слово ДОМА мне встретилось впервые. Оно означает, что в районе Томских писаниц часто бывал именно хараон Яра Рюрик (а другие хараоны неизвестны), и здесь он себя чувствовал как дома. А само изображение является очередным портретом Рюрика.

    Рис. 8. Моё чтение надписей на скале

    Прямо под бородой Рюрика можно видеть еще один мужской лик в правый профиль. Этот лик № 2 принадлежит менее крупному лицу, с долинным носом и выступающим подбородком или бородой. На лике и под ним можно прочитать подпись: ХРАМ РЮРИКА, МИМ. Как и на египетских изображениях, первое лицо страны изображалось крупнее остальных. Кроме того, встретилось и прямое имя воина, РЮРИК.

    Далее я рассматриваю лицо второго воина анфас, однако его деталей не вижу, а потому к числу ликов не отношу. Зато слева от него начинается неявная надпись, которая продолжается и на самом лице. Тут я читаю слова: МИР МАРЫ. 7 ЯРА РЮРИКА ГОД. Иными словами, перед нами находится датировка изображения и, очевидно всего комплекса построек вокруг. В пересчёте на привычное для нас современное летоисчисление это даёт дату 863 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Теперь я рассматриваю изображение на более далёкой скале. Лик № 3 – это бородатое и усатое очень крупное мужское лицо анфас с легким поворотом вправо. На уровне глаз я читаю слова: В 33 АРКОНЕ ЯРА. Оно означает, что Рюрик чувствовал себя как дома в городах с нынешним названием Ладога и Херсонес Севастопольский (лучше сказать, Херсонес Таврический), а также в их филиале в районе томских писаниц.

    Борода лика № 3 образует самостоятельное мужское лицо анфас с очень большой окладистой бородой, лик № 5. Но само изображение мелкое. На уровне его глаз можно прочитать подпись: РОДА, а по диагонали на его бороде – слово МИМ. Так что перед нами находится изображение жреца русского бога Рода.

    Еще один лик я выявил справа от лица второго воина, присвоив ему номер 4. Это – мужское лицо анфас, с открытым левым и закрытым правым глазом, производящее впечатление подвыпившего человека. У него – мясистый крупный нос, но мелкие челюсти; трудно сказать, имеются ли у него усы и борода. На уровне лба можно прочитать подпись: ЯРА ХРАМА МИМ.

    Как видим, это изображение целиком посвящено Рюрику, который основал данное поселение как филиал 33 Арконы Яра на 7-й год своего правления. А еще в работе [4] можно прочитать такие строки: «Томская писаница» – первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства, уникальный комплекс истории и культуры народов Евразии, создан в 1988 году».

    Рис. 9. Изображение лося и моё чтение надписей

    Скала с изображением лося.

    Это изображение я скопировал с сайта [5], имеющего прикладное значение, ибо там размещался призыв: поддержим Кузбасс, отдадим голос за Томскую писаницу! Речь шла вот о чём: «В финал конкурса "Россия 10" от Сибирского Федерального округа вышли 2 объекта - музей-заповедник "Томская Писаница" и озеро Байкал. Третий, решающий этап проекта продлится до 6 октября 2013 г».

    Обычно изображения лосей относят к неолиту. Однако здесь я вижу три слоя надписей: самый древний – неявный; именно его прорезают глубокие риски с изображением лося (кстати, это явное изображение достаточно примитивно), и, наконец, буквы современных надписей. Так что в мою задачу входит чтение наиболее древних неявных изображений.

    Слева от рога лося, между верхним его концом и шеей животного можно видеть неявный лик анфас в головном уборе, напоминающем берет. Судя по отсутствию усов и бороды, этот лик женский. На нём я читаю на уровне головного убора слово МАЯК, на уровне глаз – слово ХРАМА и на уровне носа и рта – слово МАРЫ. Так что данное изображение было МОНУМЕНТАЛЬНЫМ ОТ ХРАМА МАРЫ, а данная надпись – скорее всего титульной.

      Второй лик расположен правее и ниже головы лося. Он представляет собой женское лицо анфас с круглыми глазами, намёком на нос и ртом с губами, сжатыми «бантиком». На голове имеется такой же крупный головной убор типа берета, но с маленьким конусом наверху. На головном уборе и чуть ниже можно прочитать слова МАРЫ ЯРА, а ниже, отступая от лица влево и на лице – слово РУСЬ, а под головой – слово РЮРИКА. Тем самым, наиболее древние изображения опять относятся к эпохе и Руси Рюрика.

    Диагональные щели делят сплошную плоскость скалы как бы на отдельные доски. На самой нижней доске, там, где находится выщербина на границе с вышележащей доской, можно видеть более точный адрес: 33 АРКОНА ЯРА. Это – тот адрес, который нам уже многократно встречался.

    И, наконец, меня заинтересовала щербатая диагональная линия между передними и задними ногами лося. На ней можно прочитать надпись: ЯРА РЮРИКА ХАРАОНА МИМА МАСКА ЯРА. Иначе говоря, подпись гласит о том, что перед нами находится ПРИЖИЗНЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РЮРИКА. Однако этого изображения я, как ни старался, не нашел. Возможно оно находилось на той части скальной плиты, которая позже подверглась сколу.

    А под животом лося можно прочитать датировку: 23-25 ГОД ЯРА, последние годы жизни Рюрика. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 879-881 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Так что и это изображение связано с пребыванием в этих краях Рюрика.

    Рис. 10. Скала с личиной и моё чтение надписей

    Скала с личиной.

    Это изображение я заимствовал из рекламы [6], где на альбоме фотографий (с.2 фото 6) можно видеть эту скалу. На первый взгляд это – одно из древнейших изображений: тут и обведенная белым контуром личина, тут и вырезанное глубокими линиями изображение человека с согнутыми коленями и стреляющего из лука куда-то вверх; его голова обозначена едва заметным кружочком.

    Сначала я выявляю лик вверху слева. Это – человеческое лицо анфас, без усов и бороды, что позволяет его атрибутировать как женское. Рот открыт, виден один верхний зуб, что придаёт лицу несколько устрашающий вид. На его верхней части я читаю датировку: 53-57 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 909-913 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Ниже я читаю подпись: МАРА ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, это изображение так же сделано во времена Рюрика.

    Затем я рассматриваю личину. Она очерчена контуром в виде сердечка, что, возможно, является намёком на нежные чувства автора рисунка к ней. Нос не обозначен, зато виден большой рот, расплывшийся в улыбке, и небольшие усики над ним. Если принять во внимание небольшое ромбовидное сооружение на верхней части головы, то личину можно принять за изображение воина в шлеме анфас. А полукруглые густые брови просто повторяют обводы шлема. На бровях читается датировка: 52-82, а ниже читаются слова ГОД РЮРИКА ЯРА. В пересчете на привычное для нас летоисчисление это означает 908-938 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

    Возможно, что первая датировка на изображении Мары означает годы строительства храма Мары, тогда как вторая, на изображении воина – дату обустройства воинского контингента в ближайшей местности.

    Третий лик анфас с небольшим поворотом влево расположен правее. Он не просто изображает лицо пожилого человека с усами и бородой в шлеме, но именно Рюрика, вероятно, в последние годы его жизни. На правом глазу я читаю слово МЫ, а на левом и ниже – слова: РЮРИКА ЯРА ВОИНЫ СВЯТОЙ РУСИ. Иначе говоря, Русь Рюрика понималась как Святая Русь.

    Четвертый лик – зооморфный, то ли белка, то ли заяц наверху изображения, показанный в левый поворот на 3/4. На верхней части спины можно прочитать слово МИМА, ниже – ЯРА РЮРИКА. Подобная зооморфная ипостась мимы Яра Рюрика мне встретилась впервые.

    Пятый лик – воин с луком в правый профиль с обобщённым контурным изображением. Над ним я читаю подпись: ВОЙСКА ЯРА.

    Таким образом, данная композиция посвящена войску Яра Рюрика, которое располагалось где-то поблизости от этих скал в 50-е годы Яра. Но в фотоальбоме [7] эта фотография подписана странно: «явно инопланетные существа, голова от Чужих, по три пальца и по одному...». Иначе говоря, обобщённое изображение было принято составителем альбома за конкретное, а подписей он прочитать не смог.

    Рис. 11. Река Томь со скалами и моё чтение надписей

    Скалы на реке Томь.

    Эти 4 выступающие с возвышенности скалы, отражающиеся в воде реки Томь, красивы и полны очарования, недаром их сфотографировал автор статьи [7]. Однако, помимо красоты, эти скалы несут на себе массу рисунков и надписей.

    Рисунки тут видны в общем, но без подробностей. Что же касается надписей, то они сделаны буквами разной величины. Меня они заинтересовали с самой вершины, где я начал читать слева направо и прочитал титульную надпись: МИР РУСИ ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, это именно та надпись, которая объединяет все прочитанные выше изображения Томской писаницы.

    Разумеется, тут имеются и другие надписи, например, ХРАМ МАРЫ; она нанесена по диагонали снизу вверх на левой скале. Имеется и еще множество; однако меня они интересуют в меньшей степени.

    История датировки.

    Как и после прочтения надписей на писанице реки Лена [1], меня заинтересовал вопрос, кто же игнорировал эпоху Рюрика и датировал рассмотренные изображения палеолитом. Ответ я нашел в работе [8]. Там, в частности, написано: «Большое количество наскальных изображений было открыто в ходе археологического изучения Сибири. К огромному массиву сибирских писаниц можно отнести наскальные рисунки в долинах рек Енисея, Лены, Ангары, Томи и их многочисленных притоков.

    Сибирские изображения животных принадлежат к числу наиболее выразительных и ярких образцов лесных писаниц. Центральное место в них занимал образ лося, самого крупного зверя сибирской тайги, охота на него была основным источником существования лесных племен. В изображениях этого зверя с наибольшей полнотой выражены черты того реалистичного стиля, который вырос на почве опыта первобытного охотника. Образ зверя непрерывно связан с его мировоззрением и мифологией. Сибирские писаницы представляют собой наиболее древние по стилю и содержанию наскальные изображения, предшествующие вторжению в регион тюркских племен, большинство из них относятся к неолиту и эпохе бронзы. Здесь наиболее полно представлено исконно лесное, таежное искусство с характерными для него сюжетами и образами, со своим мироощущением и реализмом в стиле.

    К сожалению, до наших дней дошли далеко не все сибирские памятники наскального искусства. Освоение и промышленное развитие сибирских регионов повлекли за собой гибель многих из них. Некоторые великолепные наскальные изображения погибли при строительстве гидроэлектростанций на крупных сибирских реках. Так, при строительстве Братской ГЭС, в 1960-х годах ушли под воду Каменные острова на реке Ангаре. Здесь в глубокой древности на скалах были вырезаны или нанесены красной краской различные изображения. Последними, кто увидел эти рисунки, были участники экспедиции под руководством А.П. Окладникова. Петроглифы были тщательно описаны, зарисованы на кальку, сфотографированы, более того археологам удалось снять со скал часть рисунков и доставить их в Иркутск. При строительстве Саяно-Шушенской ГЭС были потеряны многие памятники наскального искусства, в том числе изображения Мугур-Саргола и Алды-Мозага. История исследования петроглифов Саяноского каньона тесно связана со строительсвом гидроэлектростанции. Места нахождения наскальных рисунков были открыты участником первых геодезических работ в зоне будущего водохранилища С.В. Макаровым в 1956 году. В 1960-е годы петроглифы активно исследовались экспедициями А.Д. Грача и А.А. Формозова. В 1974 году к работам в Саянском каньоне Енисея приступил отряд археологов под руководством Марианны Арташировны Дэвлет. Были выявлены и изучены такие памятник как «Дорога Чингиз-хана», Орта-Саргол, Бижигтиг-Хай, Устю-Мозаг, Мозола-Хомужалыг. Эти исследования были обобщены исследователем в ряде монографий: «Петроглифы Мугур-Саргола», «Петроглифы Улуг-Хема», «Петроглифы на дне Саянского моря».

    Далее я выпускаю материал, посвященные несколько иным темам, но процитирую сноску по поводу достижений Алексея Павловича Окладникова (1908-1981).

    Достижения Окладникова.

    «Алексей Павлович Окладников — первооткрыватель захоронений неандертальского человека в гроте Тешик-Таш в Узбекистане. Он впервые обнаружил и описал палеолитические памятники на территории Монголии. Исследовал первобытные наскальные изображения на берегах рек Лены и Ангары, в Приамурье, в Монголии. Ему принадлежат фундаментальные исследования в области изучения прошлого сибирских народов, начиная с древнейших времен и до XVII века.

    Собранный А.П. Окладниковым археологический материал стал основой музея под открытым небом в Новосибирском Академгородке. Алексей Павлович автор более 350 работ по истории первобытного общества и первобытной культуры, по палеолитическому и неолитическому искусству, по истории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера с древнейших времён до XVIII века. Правильность многих его выводов подтверждается исследованиями современных археологов» [8].

    А вот и абзац, заинтересовавший меня более всего: «Наиболее значительный вклад в изучение Шишкинских писаниц в советское время был сделан Алексеем Павловичем Окладниковым. В 1929 году местные жители сообщили будущему академику, что на «шаманских скалах» находят фрагменты посуды, костей людей и что там есть загадочные рисунки. Он немедленно отправился обследовать Шишкинские скалы. Результаты показали, что это и есть тот знаменитый «Шаманский камень», о котором в своих работах писал Миллер. В этот год были скопированы наиболее интересные рисунки и сцены. В 1941 году Шишкинские скалы были подвергнуты более детальному изучению. В этом году у самого подножия скалы археологам удалось открыть стоянку палеолитического человека, а так же огромное изображение лошади, которое А.П. Окладников отнес к древнекаменному веку» [8].

    Рис. 12. Фигура лошади якобы палеолита и моё чтение надписей

    «А.П. Окладников считал, что на Шишкинских скалах есть самые древние рисунки, которые дошли до наших дней с эпохи верхнего палеолита. Это крупные фигуры двух лошадей и быка. Изображения выполнены в единой технике, протерты широкой контурной линией и дополнительно подведены охрой. Эти три рисунка объединяются техникой выполнения, крупными размерами и единством стиля. Ученый находил этим рисункам аналогии в искусстве европейских палеолитических пещер.

    Фигура первой лошади находится у начала скалы на самом верхнем ее ярусе, на высоте 40–60 метров над уровнем реки. Оно почти полностью занимает часть большого вертикального утеса. Этот рисунок выполнен краской бледно-красного цвета. Фигура показана в профиль, обращена головой по течению Лены. Размеры рисунка довольно большие — 2.8 ширина, 1.5 метра высота.

    Изображение второй, меньшей по размеру лошади, тоже профильное. Оно находится в четырех метрах от первого изображения. Этот рисунок также нанесен красной краской сильно выцветшей от времени» [8].

    Итак, датировка дана не по подписям, а по аналогии. Я же предпочитаю датировать по надписям, и на самом верху изображения, слева, я читаю слова МИР РУСИ, а правее – слово РЮРИКА. Иначе говоря, основная неявная надпись поверхности скалы была сделана в эпоху Рюрика, а рисунок лошади был нанесён позже.

    Рис. 13 Фигура быка якобы палеолита и моё чтение надписей

    По этим рисунком имеются комментарии авторов: «Фигуры лошадей и быка являются самыми крупными на Шишкинских скалах. Академик Окладников датировал их эпохой верхнего палеолита, однако исследования последних лет доказали, что изображений этого периода здесь не сохранились. Гора Оглахты, долина реки Енисей» [8]. – Но относится ли данная фигура быка к палеолиту? Она нарисована поверх неявных надписей плиты, которые я намерен прочитать.

    Прежде всего, ряд надписей нанесен на верхней плите слева. Буквы разных слов тут частично налагаются друг на друга, однако прочитать текст можно. И я читаю тут надпись: ХРАМ МАРЫ РУСИ ЯРА РЮРИКА ИЗ 33 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, ни о каком палеолите тут речь не идёт! Так что исследования последних лет СОВЕРШЕННО СПРАВЕДЛИВО доказали, что изображений этого периода здесь не сохранились. Однако, если так, то почему почти все статьи и заметки по Шишкинским писаницам обязательно приводят ложные слова о наличии тут изображений палеолита?

    Далее я читаю словосочетание ЯРА РЮРИКА ХРАМ, находящееся прямо перед головой быка. При этом слово ЯРА написано чуть ниже горизонтальной трещины между плитами, слово РЮРИКА написано ЯВНО, слово ХРАМ можно прочитать внутри головы быка. Таким образом, опять речь идёт об эпохе Рюрика.

    А вот что говорят два автора: «На третьем рисунке изображен бык. Длина фигуры 1.12 метра, а ширина 55 см. Она прорисована по контуру широкой уверенной красной полосой. Ноги животного полностью закрашены. Древний охотник смог живо и непосредственно передать не только общий вид мощной фигуры этого животного, но и характерную позу. Бык изображен с опущенной и вытянутой вперед головой.

    В наши дни изучение механизма разрушения скал показало, что рисунков древнего каменного века, к сожалению, на Шишкинских писаницах нет. Та часть скалы, где они хронологически могли бы оказаться, сегодня скрыты под водами Лены или погребены под толщей обломочного материала. Шишкинские скалы находятся в тектонической зоне рядом с Байкалом. В верховьях Лены происходят землетрясения. Даже незаметные для человека толчки, приводят к осыпанию мелких фракций на склонах и разрушению горной породы» [8]. – Иначе говоря, палеолитические рисунки тут только предполагаются, но пока не обнаружены.

    Итак, ложная датировка принадлежит Окладникову. – А теперь переходим к Томским писаницам.

    Томская писаница.

    «Томская писаница заняла достойное место и в монографиях советских ученых, активные исследования памятника проводили В.И. Огородников и А.П. Окладников. Академик Окладников в 1960-х годах прошлого века дал не только точные и детальные описания каждого рисунка, но также обнаружил несколько новых пунктов с древними изображениями.

    В 1960–1980 годы изучение памятника проводила группа ученых под руководством профессора Анатолия Ивановича Мартынова. Исследователи концентрировали свое внимание не только на самой писанице, но также уделяли большое внимание просветительской деятельности среди местного населения. Вышел целый ряд публикаций в прессе, передачи на радио и телевидении, к изображениям стали организовываться первые экскурсии. Для облегчения доступа к скалам для публики была построена специальная лестница» [8].

    А далее там же говорится: «Древнейшим рисунком на скалах, скорее всего, является огромное изображение лошади, нарисованное красной охрой на Тутальской скале. Рисунок перекрыт выбитыми изображениями лосей и уже поэтому является самым старым из известных на Томи изображений. Контур фигуры был грубо обрисован широкой красной линией, краска так сильно выцвела и поблекла, что практически сливается со скальным фоном. Рисунок лошади имеет определенное стилистическое сходство с палеолитическими рисунками в Каповой пещере, Шишкинских скалах и изображениями лошадей мадленской эпохи в пещерах Франции и Испании». – И снова основой датировки является аналогия. Я попытался найти на Тутальской скале изображение лошади. Мне показалось, что я его нашел.

    Рис. 14. Изображение Тутальской писаницы и моё чтение надписей

    Тутальское изображение.

    На Тутальской скале (рис. 14) можно видеть изображение лошади справа, а также изображение мужского лика в левый профиль. А в соответствующей статье [9], откуда я взял первый рисунок, имеет такие слова: «Тутальская писаница включает в себя 3 пункта, расстояние между которыми примерно от 200 до 500 метров. Я покажу лишь третий пункт, потому что первый находится очень-очень высоко и увидеть его можно лишь при благоприятном освещении. У нас такого не было. залезть туда так же было довольно проблематично, так как скала очень крутая и ступеньки довольно большие. Попытки сделаны были, но оказались безуспешными. На самом деле там запечатлена очень внушительная и красивая композиция с лосями, устремлёнными вверх.  Второй пункт состоял из 2 невыразительных рисунков, которые для широкой общественности, да и даже для меня не представляют никакого интереса. А вот 3 пункт оказался очень даже доступным и замечательно красивым. Впрочем, как и все томские писаницы. Он представляет собой каменную плоскость до 2,5-3 метров в высоту, испещрённую древними рисунками. Все они изображают совершенно не связанных друг с другом композиционно животных, в основном лосей, конечно. Плита обращена в реке».

    Я выделяю только мужской лик с бородой, усами, и в шлеме. На лике можно прочитать слова: РЮРИКА ВОИН 33 ЯРА АРКОНЫ. Этого мне вполне достаточно для констатации еще одного изображения эпохи Рюрика.

    Рис. 15. Третий вид скалы из статьи [9], фрагмент, и моё чтение надписи

    По поводу этого изображения автор данной статьи пишет: «Это лето открыло мне глаза на очень многие вещи, связанные с наскальным искусством, мне удалось увидеть всё совсем в иной свете, как будто изнутри и по-новому оценить перспективы и возможности различных направлений научного исследования в петроглифоведении. Об этом я буду рассказывать по порядку. А на основе изображения сверху продемонстирую курьёзную ситуацию. Обогащённые огромным опытом полевых работ и накопленными знаниями исследователи, подобравшись к выбитому животному на фото выше, не смогли решить, кто же это. Один уважаемый человек сразу же отрекомендовал его как кабана, другой радостно приветствовал как медведя. За одно говорят полоски на туловище, за другое – голова и уши. Чем спор кончился я не знаю, однако ситуация наглядно показывает какие возникают проблемы ещё на уровне описания памятника, а что же говорить о его интерпретациях, в том числе и семантических, когда учёные всё ещё продолжают опираться на свою интуицию и из неё строить предположения и гипотезы. Извините за наглость, но обожаемая мной Е. А. Миклашевич говорит, что сама она пока воздерживается от семантических реконструкций, так как считает, что нам ещё не хватает источниковой базы для того, чтобы судить о таких вещах. В чём-то она права. А именно в том, что годных реконструкций раз-два и обчёлся, бОльшая же часть подобных работ – аморфные гипотезы».

    Я нее археолог, и не занимаюсь гаданием на кофейной гуще. Я – археоник, и просто читаю надписи. Подпись загадочного животного находится на предпоследней, самой жирной строке тёмного фона между продольными горизонтальными полосками на его изображении. И я читаю тут надпись: МУРАВЬЕД КРАЯ МАРЫ. А чтобы показать, что муравьед выглядит примерно так, я помещаю фотографию, заимствованную из статьи [11], несколько уменьшив исходную фотографию и повернув ее в правую сторону, ту же, что и на рис. 15. Мы видим, что в общих чертах изображения на рис. 15 и 16 совпадают. Однако возможно, что муравьеды Азии, существовавшие еще тысячу лет назад, к настоящему времени вымерли.

    Рис. 16. Муравьед-художник

    И вот общий вывод авторов работы [8]: «Томские писаницы существенно дополняют наши представления о мировоззрении древнейшего населения Сибири. На писаницах с большой силой раскрываются мысли и чаяния, связанные с охотничьей жизнью, с заботой о благополучии. Сегодня можно с уверенностью говорить, что в основе этих изображений находится первобытная охотничья магия, стремление овладеть зверем. Люди питались лосиным мясом, одевались в одежду из его шкур, из костей делали оружие и предметы быта: наконечники стрел, гарпуны, проколки и украшения. Именно поэтому образ лося приобрел для первобытного охотника магическое значение и сверхъестественные масштабы. Человек тех эпох был жизненно заинтересован в численности поголовья этих животных. Не случайно среди массы рисунков лосей почти не встречаются изображения самцов, перед зрителем предстают только безрогие самки, в чреве которых и рождается новая жизнь. В этом плане очень интересны рисунки акта размножения животного, в некоторых из которых присутствует и участвует человек. Интересно, что идея размножения выражена на писанице разными способами, кроме непосредственно сцен спаривания, на скалах изображался отдельно орган деторождения. Знаки женского плодородия встречаются здесь довольно часто. Так же на Томских скалах можно увидеть различные сцены охоты, одни звери показаны попавшими в загоны или петли, другие изображены с вонзенными в тело копьями или дротика».

    Обсуждение.

    Томские и шишкинские писаницы дают нам примеры древних петроглифов. В отличие от остатков материальной культуры (камней, орудий труда, костных останков людей и промысловых животных) для них неприменим излюбленный приём археологии – метод стратиграфии, то есть метод определения датировки по глубине залегания пласта культурного слоя. И здесь действует иной метод – метод сравнения.

    А применим ли и тут некий метод, напоминающий стратиграфический? – Оказывается, применим. Вот что пишут авторы работы [8]: «Наскальное искусство встречается во всех частях Северной Европы — Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и России, причем, как в прибрежных зонах, так и по берегам водоемов. Долины рек, морские заливы, зеркала озер стали неотъемлемым природным окружением петроглифов и писаниц этого региона. Ледники оставили в прибрежной зоне много гладких скал удобных для работы художника. Древние мастера жили на берегах водоемов, кормились их дарами. Часто древние изображения наносились у самой кромки воды, это обстоятельство весьма важно — по изменению уровня воды можно, определить примерный возраст некоторых рисунков. И наоборот — расположение древних изображений помогает воссоздать облик ландшафта далеких времен» (глава «Петроглифы и писаницы Фенноскандии»).

    Изменение уровня воды является предметом рассмотрения другой науки – геологии. Насколько точно датированы регрессии и трансгрессии? Википедия пишет: «Морская трансгрессия (также трансгрессия моря) — геологическое явление, при котором уровень моря повышается по отношению к земле, и, в результате затопления, береговая полоса движется в направлении более высоких мест. Трансгрессия может происходить в результате опускания суши, поднятия океанического дна или увеличения объёма воды в океаническом бассейне. Трансгрессии (и регрессии, см. ниже) могут быть вызваны тектоническими явлениями, такими как орогенез, серьёзными климатическими изменениями (ледниковый период) или изостатическим движением после таяния ледника». Иными словами, причин для трансгрессии несколько, и вычисления зависят от того, насколько влиятелен был тот или иной геологический фактор.

    Но как определяется древний уровень моря? Там же в Википедии мы читаем: «Изменение фации осадочных пород является свидетельством трансгрессий и регрессий, и, зачастую легко определяется через особые условия, необходимые для создания каждого типа отложений. Например, крупнозернистые обломочные породы, такие как песок, как правило, остаются на побережье; мелкозернистые отложения, такие, как ил и карбонатные грязи, осаждаются дальше от берега, на глубине.

    Таким образом, переход в осадочных колонках от прибрежных фаций (как, например, песчаник) к глубоководным (как, например, мергель), от самых старых до самых молодых пород, означает трансгрессию. Регрессия будет иметь противоположный вид, глубоководные фации сменяются прибрежными. Регрессия не столь широко представлена в пластах, а их верхние слои нередко отмечены эрозионным несоответствием.

    Эти два сценария идеализированы, на практике же выявление трансгрессии или регрессии может быть более сложным. Например, регрессия может быть обозначена только переходом от карбонатов к сланцу, а трансгрессия переходом от песчаника к сланцу и т. д. Поперечные изменения тоже имеют большое значение; хорошо выраженная трансгрессионная последовательность в глубоководной части эпиконтинентального моря с продвижением к мелководью может стать лишь частично выраженной. Все эти факторы нужно учитывать при анализе полученных данных».

    Из этого следует, что определение уровня воды древнего моря – метод весьма сложный, требующий геологических изысканий на большой поверхности, тогда как датировка установленного уровня – дело еще более сложное. Насколько надёжны данные геологии – это большая проблема. Горная энциклопедия, говоря о трансгрессии, подчёркивает, что она «Обычно слагается из ряда менее продолжительных наступаний и отступаний моря, при преобладании первых. Сопровождается абразией, образованием перерывов и угловых несогласий».

    Рис. 17. График изменения уровня океана за последние 600 миллионов лет

    А в работе [10] приводится график изменения уровня моря. Подписи под графиком таковы: «График эвстатических колебаний уровня Мирового океана в течение последних 600 млн. лет: а – кривые изменения уровня океана относительно современного положения; б – изменение соотношения площадей суши и моря в современных границах северной Америки». Понятно, что геологию интересуют процессы, занимающие миллионы, десятки и сотни миллионов лет.

    Правда, имеется и другой график, рис. 17. На нём показаны «Кривые изменения положения уровня Мирового океана в течение последних 4 млн. лет». Но и здесь мы видим, что минимальное значение уровня – 50 метров, а времени – миллион лет. И если для таких изменений за миллионы лет ошибка наблюдения будет небольшой, то применять данный метод к колебаниям уровня моря в дециметры за период в тысячи и сотни лет вряд ли возможно – ошибка измерения будет соизмерима с самой измеряемой величиной.

    Рис. 18. График изменения уровня океана за 4 миллиона лет

    Итак, геологический метод определения уровня воды не очень приспособлен для археологии, и его применение заведомо даст большие ошибки. Но тогда на первый план выступает метод сравнения. Можно сравнивать одни рисунки с другими. Однако вот что пишут авторы работы [8] во введении: «В наши дни в различных регионах Земли можно увидеть древние рисунки, оставленные далекими предками современного человека на скалах и в глубинах пещер. Этот вид искусства, зародившись в глубокой древности, у отдельных народов сохранился до сих пор».

    Иначе говоря, древний, средневековый и современный рисунок могут выглядеть одинаково. Если мы возьмём для примера современное изобразительное искусство, то такие его направления как, например, примитивизм, экспрессионизм и ряд других могут быть при поверхностном рассмотрении восприняты как созвучные произведениям древних эпох, когда люди не умели создавать реалистические изображения.

    Таким образом, первый вывод, который можно сделать на основании данной статьи, это тот, что виноват не академик РАН А.П. Окладников или академик РАЕН А.И. Мартынов в том, что они применили метод аналогий, а те теоретики и практики исследования петроглифов, которые стали применять ненадёжные методы датировки.

    Имеется и еще одна причина. Если петроглифы считать произведениями изобразительного искусства (а у меня нет причин в этом сомневаться), то именно их репродукции являются основным сюжетом, а при наличии в нём надписей – основным древним текстом. Следовательно, в любых монографиях эти изображения должны передаваться наиболее крупным форматом. Но тут мы сталкиваемся с жёсткими ограничениями книжных изданий, а именно: со стандартами, по которым иллюстрации должны иметь размеры МЕНЬШЕ размеров текста, то есть меньше дистанции от левого поля до правого. А если применить так называемое «обтекание» рисунка текстом (что считается знаком высокого качества полиграфического исполнения), то в результате изображение окажется вообще крошечным. Так, в работе [8], тот рисунок, который я воспроизвел в данной статье как рис. 12, выглядит так, как показано на рис. 18.

    Рис. 19. Рис. 12 в монографическом исполнении

    Возникает вопрос: можно ли при таком масштабе изображения найти на нём такие мелкие детали, как например, явную надпись РЮРИКА перед головой быка? – Разумеется, нет! Так что приходится верить на слово исследователям о том, что это явное изображение быка и является наиболее древним. А для проверки использовать фотографии других изданий, уже находящихся в статьях интернета, где их можно дать во весь экран, или даже более крупным форматом. В этом смысле фотографии из интернета предпочтительнее.

    Однако и тут научные организации, например, музей «Томская писаницы», даёт не самые крупные изображения (видимо, предпочитая наиболее крупные фотографии экспонировать в самом музее), и преследует в публикациях не столько научные, сколько рекламные цели. Например, в работе [3] статья начинается таким текстом: «Томская писаница- выдающийся памятник древнего наскального искусства. На скальном массиве Томской писаницы насчитывается около 300 изображений, выполненных в разной технике. Выбитые или прошлифованные петроглифы нанесены на скальные плоскости при помощи камня, отдельные рисунки нарисованы охрой. В древности Томская писаница являлась древним святилищем. У скал проходили праздники, во время которых люди устраивали ритуальные и колдовские танцы, рассказывали мифы и сказания из жизни рода. Здесь же наносили на камень рисунки». А за текстом следует первый рисунок, который я воспроизвожу под № 19.

    Рис. 20. Строки о древности исследований Томской писаницы

    Из этого рисунка следует, что основным достоинством Томской писаницы является древность ее изучения. Кстати, статья заканчивается описанием экспозиций музея «Томская писаница» и сведениями о режиме его работы. Иначе говоря, реклама музея тут облечена в форму статьи для будущих туристов, посетителей музея.

    Поэтому наиболее крупные изображения дают на своих именных сайтах и в ЖЖ разного рода любители древностей. Но их больше интересует красота изображения, выбранный ракурс подачи, и совершенно не заботит привязка к конкретному адресу, где именно была сделана та или иная фотография.

    Таким образом, изображения в монографиях научны (поскольку текст монографий научен), но не репрезентативны, тогда как изображения любителей репрезентативны, но не научны. И приходится объединять монографический текст с любительскими фотографиями.

    Следующий мой вывод вполне совпадает с выводом из моей статьи [1]: археологи на Томских писаницах вообще не замечают неявных рисунков и надписей, относящихся к эпохе Рюрика, а нанесённые поверх них более молодые, но более примитивные изображения относят к эпохе палеолита. Конечно, на основе исследования всего двух писаниц еще рано делать выводы, однако проект такого вывода уже созрел: археологи ошиблись, принимая рисунки переселенцев XII-XIVили более поздних эпох за рисунки палеолита. Скорее всего, переселившиеся народы стояли на уровне культуры палеолита. Однако такой вывод нельзя сделать по причине этнической корректности. Подобно политкорректности, запрещающей в США негра называть негром (хотя в Африке целая страна называется Нигерией), по причинам расовой и этнической этики нельзя говорить, что тот или иной народ еще в недавнем прошлом стоял на низкой ступени хозяйственного или культурного развития, или, что он обладает неразвитым языком.

    К сожалению, многие путают равенство разных этносов перед законом или в политическом смысле с равенством в плане исторического развития. Уже в XVIIIвеке было замечено, что жизнь в снегах, или в песчаных пустынях, жизнь на опушке тропического леса или в горах требует от людей предельных сил для выживания, что сказывается на медленном прогрессе этих этносов по сравнению с жителями равнин. Как правило, население городов продвигается в культурном развитии дальше жителей сельской местности. Точно так же жители морских или караванных путей развиваются (от контактов с иностранцами) быстрее, чем жители провинций с их постоянным жизненным укладом и размеренной жизнью.

    Именно это неравенство жизненных условий является одной из причин переселения народов. Так, например, саамы на Кольском полуострове были еще недавно охотниками и рыболовами, и возможно, переселились бы куда-нибудь южнее, однако несколько веков назад представители народа коми переселились в эти края и научили саамов оленеводству. С точки зрения археологии этот народ, стоявший на ступени палеолитического хозяйства, перешел на ступень неолита. И потребность в переселении у него отпала.

    Однако и тут петроглифы, сделанные русскими жрецами в эпоху Рюрика, археологи приписывают саамам (лопарям), поскольку русские путешественники Нового времени застали в этих местах именно саамов. И археологов не смутило несоответствие уровня обработки скал реальным возможностям охотников и рыболовов, которые вряд ли способны на обработку огромных скальных поверхностей. Это – не их уровень культуры.

    Так и в случае Томской писаницы. Я задался вопросом выявления на ней наиболее древнего пласта изображений, и это пласт оказался 1) неявным и 2) связанным с эпохой Рюрика. Но в отличие от писаниц реки Лена (Шишкнских), находившихся рядом с сибирской столицей Рюрика, Томская писаница была связана с расположением поблизости стана воинов Рюрика, и потому основная масса сюжетов связана именно с воинами. Встретился и портрет воина Рюрика.

    Понятно, что выявление возраста явных надписей, равно как и техники их исполнения – это задача для других статей. Меня же интересовало наличие надписей эпохи Рюрика, и я их тут обнаружил.

    Новые слова мне тут не встретились, кроме слова МУРАВЬЕД. Однако я пока не спешу заносить его в словарь, не встретив нового подтверждения, поскольку сегодня муравьеды Азии науке неизвестны. Но новое выражение попалось: под СВЯТОЙ РУСЬЮ имелась в виду РУСЬ ЯРА РЮРИКА (рис. 10, скала с личиной). Более того, в этом месте, в районе Томской писаницы, Рюрик находился ДОМА. Если так, то достать его в этих краях войску Рима было практически невозможно, и, следовательно, с Рюриком приходилось считаться.

    Первые поселения здесь, судя по надписям, возникли в 7-й год Яра, куда переселились воины из 33 Арконы Яра (Ладоги-Херсонеса Таврического), но основное строительство велось в 20-е и 50-е годы Яра. И лишь спустя несколько веков сюда пришли новые этносы, занимавшиеся охотой, а позже – скотоводством. И вряд ли эти племена были настолько образованы, что знали название муравьеда на русском языке, которое они смогли подписать весьма хитрым способом: оставив пробелы (в данном случае, пустые тёмные пространства) между линиями. Скорее всего, явные изображения животных были сделаны в ту же эпоху Рюрика в качестве иллюстрации невиданных или, напротив, типичных животных этих мест.

    Заключение.

    Тема петроглифов весьма интересна, и мои исследования их сюжетов и надписей будет продолжена. Пока, к сожалению, я не могу согласиться с выводами археологов не только в отношении датировок, но и в отношении самих методов их определения.

    Литература.

    1. Чудинов В.А. Писаницы реки Лены. Сайт runitsa.ruот 10 июля 2015 года.
    2. Bang_Bang (Василий Подцентурион). Томская писаница. 1 июля 2010 года. Источник: http://relax.dviger.com/gallery/work/c_11634.html
    3. Белый Валерий. Соло путешествия Валерия Белого. К Томской писанице. Источник: http://bely.tomsk.ru/small/?p=pisanica
    4. Томская писаница: фото и описания. Источник: http://turizm.ngs42.ru/kemerovoRegion/sights/muzei-tomskaya-pisanica-1498/
    5. Поддержим Кузбасс – отдадим свой голос за Томскую писаницу. 20 сентября 2013 года. Источник: http://www.kemtipp.ru/?page=news&show=742
    6. Наттик. Альбомы- Персональ-Разное-Томская писаница. Источник: http://photos.russianamerica.com/photo/img=8116
    7. Админ. Томская писаница зимой фото. Январь 2015 года. Источник: http://photo.bigbo.ru/?p=6703
    8. Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. 2011. Источник: http://www.uralrockart.ru/p1_gl3.html
    9. Другая жизнь Зинаиды Гиппиус. Тутальская писаница, пункт 3. Источник: http://zg-bella.livejournal.com/33005.html?thread=146925
    10. Злыгостев А.С. Глобальные трансгрессии и регрессии моря. Источник: http://underwater.su/books/item/f00/s00/z0000045/st018.shtml
    11. Муравьед Стьюи. 10 самых известных животных-художников. Источник: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-photogallery/hobbi/78783-10-samyh-izvestnyh-zhivotnyh-hudozhnikov/photo/10

Комментарии:

Александр
17.07.2015 12:07
Так Рим разделил Русь Яра и выделил Скифию Яра. затем он создал яблоко раздора - Асю Воткину, а скорее всего Азию. Рюрику пришлось уходить домой, и переселить татар с Амура на Волгу. А Македонский или его последователи преследовали Рюрика до Дальнего Востока. Есть ли зеркала с сюжетом на похожую тему?

Оставьте свой комментарий


Закрыть

Задать вопрос В.А. Чудинову